Сподвижники Пророка (с), павшие в Кербеле

Выступление имама Хусейна (а), достигшее своей кульминации в Кербеле, произошло в шестьдесят первом году хиджры, то есть спустя пять десятилетий после смерти Посланника Аллаха (с).

Несмотря на немалый промежуток времени между смертью Пророка (с) и событиями в Кербеле, согласно мнению некоторых историков в войске имама Хусейна (а) присутствовали несколько сподвижников Пророка (с). В этом нет ничего невозможного, так как они были примерно одного возраста с имамом либо ненамного старше его или младше. Они появились на свет в эпоху Посланника Аллаха (с) и видели его, а в битве в Кербеле им было более шестидесяти лет. Но даже если допустить, что среди воинов имама Хусейна (а) не было сподвижников Посланника Аллаха (с), то это ничуть не умаляет значимость и важность выступления Ашуры. Если допустить, что их не было в войске имама, то это было обусловлено тем, что между эпохой Посланника Аллаха (с) и событиями Кербелы было пятьдесят лет. По этой причине многие сподвижники уже покинули этот мир, а те, которые были живы, были старыми и не имели сил принимать участие в битвах. Но, несмотря на всё это, в исторических источниках упоминаются имена пяти человек, являвшихся сподвижниками Посланника Аллаха (с), которые стали шахидами в Кербеле, отстаивая правоту имама Хусейна (а). Этими пятью сподвижниками являются:
1. Анас ибн Харис Кахили. Самави в своей книге «Абсар аль-айн фи ансар аль-Хусейн» включил его имя в число шахидов Кербелы.[1]Шейх Туси писал о нём, что он является и сподвижником Посланника Аллаха (с),[2] и одним из соратников имама Хусейна (а), павших смертью шахидов в Кербеле.[3]Когда шейх Туси включил Анаса ибн Хариса в число сподвижников Посланника Аллаха (с), он упомянул, что тот погиб в Кербеле вместе имамом Хусейном (а). Анас ибн Харис был обладателем многих достоинств и был известен своей преданностью ахль аль-бейт. Алламе Мухсен Амин в книге «Айан аш-шиа»[4] приводит несколько стихотворений, которые Камит ибн Зейд (поэт, прославлявший в своих стихах ахль аль-бейт) сочинил во славу Анаса ибн Хариса.
2. Хабиб ибн Музаххир.[5] Он является сподвижником Посланника Аллаха (с) и одним из известных и верных сторонников имама Али (а), принимавшим участие во всех трёх битвах, которые вёл имам. То есть в битвах Джамал, Сиффин и Нахраван.[6] Шейх Туси не включил его в число сподвижников Посланника Аллаха (с), но упомянул его как верного сторонника имама Али (а) [, имама Хасана (а)] и имама Хусейна (а).[7] Некоторые учёные, такие как Мухаммад ибн Тахир Самави, считали его одним из сподвижников Посланника Аллаха (с), которые стали шахидами в Кербеле.[8]
3. Муслим ибн Аусаджа. В книге «Абсар аль-айн» о нём сказано как о сподвижнике Посланника Аллаха (с) [и имама Али (а)].[9] Алламе Мухсен Амин в книге «Айан аш-шиа», рассказывая о соратниках имама Хусейна (а), отзывается о нём как о сподвижнике Пророка (с).[10]
4. Хани ибн Урва. Он также является шахидом Кербелы, который был к тому же сподвижником Посланника Аллаха (с). Хани ибн Урва был одним из предводителей рода Муради, и он участвовал вместе с имамом Али (а) во всех трёх битвах, которые вёл имам против своих врагов.[11]
5. Абдулла ибн Бактар (или Йактар) Амири. Абдулла приходится имаму Хусейну (а) молочным братом.[12] Его отец был слугой Посланника Аллаха (с). Абдулла погиб не в Кербеле в день Ашуры, а чуть раньше. Имам Хусейн (а) послал его в Куфу с письмом к Муслиму ибн Акилю. Он был схвачен и убит по приказу Убейдуллы ибн Зияда.[13]

Источник: http://pomnihuseyna.ru

Текст сносок:

1. Абсар аль-айн фи ансар аль-Хусейн, Мухаммад ибн Тахир Самави, тахкик Мухаммад Джафар Табси, стр. 192.

2. Китаб ар-риджаль, Мухаммад ибн Хасан Туси, стр. 21, издательство «Интишарат Хайдария», Неджеф, 1381 год хиджры.

3. Там же, стр.99.

4. Айан аш-шиа, Мухсен Амин Амели, т. 3, стр. 500, издательство «Дар ат-тааруф», Бейрут, 1406 год хиджры.

5. В некоторых книгах его имя пишется как Хабиб ибн Мазахир. Однако Алламе Мухсен Амин считает, что более верным является ибн Музаххир. Айан аш-шиа, т. 4, стр. 553.

6. Фарханг Ашура, Джавад Мухаддиси, стр. 151, издательство «Нашр маруф», Кум, 1381 год.

7. Айан аш-шиа, т. 4, стр. 553.

8. Абсар аль-айн фи ансар аль-Хусейн, стр. 193.

9. Там же.

10. Айан аш-шиа, т. 1, стр. 612.

11. Мухаммад ибн Тахир Самави считал его сподвижником Посланника Аллаха (с), так как Хани ибн Урва был одним из предводителей своего рода и был человеком в возрасте, старше имама Хусейна (а). «Абсар аль-айн фи ансар аль-Хусейн», стр. 192.

12. Китаб ар-риджаль, Мухаммад ибн Хасан Туси, стр. 103.

13. Фарханг Ашура, стр. 322. В книгах по науке ар-риджаль Абдулла ибн Бактар (Йактар) не назван сподвижником Посланника Аллаха (с). Но, принимая во внимание то, что он был молочным братом имама Хусейна (а), а его отец был слугой Пророка (с), он вполне мог быть сподвижником Пророка (с). Поэтому автор книги «Абсар аль-айн фи ансар аль-Хусейн» считал его сподвижником Посланника Аллаха (с).

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.