Первый помощник

Замалчивание превосходных качеств Имама Али (а) и предвзятость при изучении его личности происходило не только в период правления Омейядов. Подобные же уловки и позднее применялись врагами и корыстолюбивыми людьми. К их числу можно отнести авторов книг, следующих своим неверным убеждениям и притесняющих права семейства Али (а). Даже спустя четырнадцать веков со времени возникновения Ислама, они, считая себя современными мыслителями и наставниками нового поколения, своими произведениями помогли распространить отравляющие измышления Омейядов и скрыть все заслуги Имама. Вот одно из самых очевидных свидетельств: 

Впервые у горы Хира Пророку Ислама (с) было ниспослано Божественное откровение, предопределившее его пророческую миссию. Ангел, принесший откровение, известил его о предстоящей миссии, но не определил время. Поэтому, три года призыв Пророка был тайным, то есть, число его сподвижников было ограничено и всё внимание в наставлении к новой религии было обращено лишь к узкому кругу соратников. Но через три года Пророку от Бога было ниспослано другое откровение о всеобщем призыве, начиная со своих близких: «И увещевай твою ближайшую родню. И склоняй свои крылья пред тем, кто следует за тобой из верующих. Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я свободен от того, что вы делаете!»[1]

Причина того, что Пророк должен начать всеобщий призыв со своей семьи вполне понятна: пока близкие люди одного Божественного или общественного руководителя не уверуют в него, на других этот призыв не окажет какого-либо влияния, так как родственники человека могут указывать ему на его достоинства и недостатки. Поэтому, вера родственников считается признаком правдивости лидера, а отрицание указывает на его лживость. 

Исходя из этого, Пророк Ислама (с) попросил Али (а) пригласить в гости сорок пять высокочтимых людей из династии хашимитов, и для угощения приготовил мясное блюдо с молоком. Все гости собрались в назначенное время. После принятия пищи Абу Лахаб, дядя Пророка, своими бессмысленными речами отвлёк собравшихся от обсуждения главного вопроса. Собрание не дало никакого результата, и гости, насытившись, покинули дом Пророка. Пророк решил устроить собрание и на следующий день, вновь пригласив их к себе домой, но Абу Лахаба уже не было. Али снова по просьбе Пророка Ислама (с) приготовил угощения и пригласил всё тех же высокочтимых людей из династии хашимитов для угощения и выслушивания речей Пророка. 

Все гости снова собрались в назначенное время и после трапезы Пророк начал свою речь: «Наставник людей никогда их не обманывает; но если я (невозможное предположение) обману других, то вас я никогда не обману. Клянусь Единым Богом! Я Его посланник к вам и другим людям мира. Будьте бдительны! Вы умрете так, как спите, оживёте так, как просыпаетесь. Благочестивые и грешники получат своё по заслугам: и рай для благочестивых, и ад для грешников. Ничто не сравнится с тем, что я принёс вам. Я принёс вам благо этого мира и мира будущего. Всевышний Бог приказал мне, чтобы я призвал вас к Его единству и своей миссии. Кто из вас готов помочь мне в этом, чтобы среди вас был моим наместником?» 

Сказав всё это, он на некоторое время замолк, чтобы увидеть, кто из присутствующих даст утвердительный ответ. В доме воцарилась тишина, все сидели с поникшими головами. Неожиданно пятнадцатилетний Али (а), нарушив тишину, встал со своего места и, обратившись к Пророку Ислама (с), сказал: «О, посланник Бога! Я готов стать твоим последователем». Затем он протянул руку Пророку, чтобы показать, что он готов во всём поддерживать Пророка. Тот попросил Али сесть и снова повторил свой вопрос. И вновь встал Али, объявив о своей готовности. Пророк опять же попросил его сесть. В третий раз, как и прежде, встал только Али, и он был единственным, кто объявил о готовности повсюду помогать Пророку. Тогда Пророк взял руку Али и сказал свою историческую речь в присутствии высокочтимых людей из династии хашимитов: «О, наиближайшие мне люди! Знайте, что Али – мой брат и наместник среди вас». Халаби в своей хронике добавляет к этой речи ещё и «мой покровитель и наследник». 

Таким образом, уже в самом начале пророческой миссии Мухаммеда (с), когда последняя весть Бога еще не разошлась по свету и новая религия еще фактически не имела последователей, был определён первый наместник исламской уммы. Пророк одновременно объявил о своей миссии и руководстве Имама Али, отсюда можно сделать вывод, что имамат, или руководство, дополняет пророческую миссию и они неотделимы друг от друга. 

Подтверждение этого исторического события
Это историческое событие признают и шиитские и нешиитские толкователи и передатчики хадисов, не имея каких-либо сомнений в его содержании и передаче, сходятся они и в том, что это событие является свидетельством духовного превосходства Имама Али (а). Среди этих учёных лишь Ибн Таймийя из Дамаска, известный суннитский учёный, имея вполне очевидное отрицательное мнение относительно хадисов о превосходных качествах семейства Имама, опроверг информацию об этом событии и признал его неверным. Хадисы о превосходстве семейства Имама, дошедшие до нас через многих передатчиков, он, в большинстве случаев, считает неверными и безосновательными. 

Автор исторической книги, приводя некоторые факты от своего, никому не известного учителя, признаёт этот хадис неверным (возможно, такая точка зрения сформировалась под влиянием Ибн Таймийи, а возможно, из-за несогласия с правлением первых трёх халифов). Затем, в оправдание, в содержании хадиса он приводит поразительные объяснения: утверждает, что нет какой-либо несоответствия между наместничеством Имама во время возникновения Ислама с последующим назначением халифом Абу Бакра, при том, что в это время никакого законного наместника кроме Али не было. 

Вести с подобными людьми полемику не имеет смысла. Но нужно порицать тех, кто, приводя этот хадис в полном или сокращенном виде в некоторых своих книгах, скрыли этот факт или же к тем, кто привёл этот хадис в первоначальной версии своей книги, а затем, в следующих изданиях, из-за общественных препираний убрал его. Здесь нужно отметить, что нарушение прав Имама, появившееся после смерти Пророка Ислама (с), продолжается и по сей день. Но сейчас рассмотрим этот вопрос в подробном виде. 

Источник: книга Амираль Муминин Али ибн Аби Талиб (а)

[1]- Поэты, 214-216. 


Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.