Небесные доводы земного поклона

Вступление

Вершиной поклонения Всевышнему является самопринижение перед Ним, поклонение само есть вершина самоприниженности, а вершиной и апогеем самоприниженности является земной поклон. Обязательность земного поклона, по милости Аллаха, является одной из особенностей исламской религии, которой нет в других религиях. Между учением Ахл аль-бейт (а) и учением сторонников теории справедливости всех сподвижником имеется известное разногласие, первое настаивает, что это поклонение должно быть земным, а второе, что может быть и не земным.

Саджда в арабском словаре

Саджда – это то, что является обязательным в молитве, и которое на русский язык мы переводим как земной поклон. Когда Аллах приказывает нам совершать саджда, нам необходимо понять, что под этим словом понимает носитель языка, араб. А для этого нам необходимо обратиться в толковые словари арабского языка. Джухари (умер 393 г.х.) в «Ас-Сихах» пишет:

سَجَدَ: خضع. و منه‏ سُجُودُ الصلاة، و هو وضع الجَبْهَة على الأَرْض‏.

«Саджада – самопринизился. И от этого слова суджуд (земные поклоны) молитвы, и это класть лоб на землю.

Ибн Манзур (умер 711 г.х.) в «Лисан аль-араб» пишет:

ابن سيدة: سَجَدَ يَسْجُدُ سجوداً وضع جبهته بالأَرض

Ибн Сида (арабский филолог 4-5 веков хиджры): «Саджада, йасджуду, суджуда, то есть, положил лоб на землю».

Аль-Азхари (умер 370 г.х.) в «Тахзиб аль-луга»:

و سَجَدَ إذا وضعَ جَبهتَهَ بالأرض.

И «саджада» когда (человек) кладет свой лоб на землю.

Сахиб (умер 385 г.х.) в «Аль-Мухит фи аль-луга»:

و سَجَدَ: وَضَعَ جَبْهَتَه بالأرْضِ.

И «саджада»: положил свой лоб на землю.

Абу Убайд (умер 227 г.х.) в «Аль-Гариб аль-мусаннаф»:

وَ سَجَدَ إذا وضع جبهته بالأرض‏

И «саджада» когда (человек) кладет свой лоб на землю.

Исходя из словарного значения этого слова, выполнение приказа Всевышнего может быть выполнено только совершением поклона на то, что называется землей. Теперь необходимо понять, как понимал этот приказ его светлость Посланник Аллаха (с).

Сунна Посланника Аллаха (с)

Как мы узнаем из преданий, его светлость Посланник Аллаха (с) совершал поклон только на землю или на то, что находится в земле, вроде щебня, а также на то, что растет из земли, вроде камыша. Об этом пишут сами суннитские ученые, например, Ибн Аль-Каййим пишет:

وكذلك ترى أحدهم لا يصلى إلا على سجادة، ولم يصل رسول الله عليه السلام على سجادة قط ولا كانت السجادة تفرش بين يديه، بل كان يصلى على الأرض، وربما سجد فى الطين، وكان يصلى على الحصير، فيصلى على ما اتفق بسطه، فإن لم يكن ثمة شىء صلى على الأرض. وهؤلاء اشتغلوا بحفظ الرسوم عن الشريعة والحقيقة، فصاروا واقفين مع الرسوم المبتدعة ليسوا مع أهل الفقه، ولا مع أهل الحقائق.

«А также ты видишь, что некоторые из них (сторонников нововведений) никогда не совершают молитву, кроме как на ковре, в то время, как Посланник Аллаха (с) никогда не совершал молитву на ковре и никогда не стелил ковер перед собой, нет, он совершал молитву на земле, иногда на глину, и также он совершал молитву на циновке, таким образом, он совершал молитву на том, что было постелено, и если не было ничего, то он совершал молитву на земле, а эти (сторонники нововведений) заняты сохранением обычаев от шариата и истины, поэтому держатся нововведенных традиций, не сторонников фикха и не сторонников истины»[1].

Об этом также пишет его учитель Ибн Теймия:

وَسُئِلَ:
عَمَّنْ يَبْسُطُ سَجَّادَةً فِي الْجَامِعِ وَيُصَلِّي عَلَيْهَا: هَلْ مَا فَعَلَهُ بِدْعَةٌ أَمْ لَا؟ .
فَأَجَابَ:
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ، أَمَّا الصَّلَاةُ عَلَى السَّجَّادَةِ بِحَيْثُ يَتَحَرَّى الْمُصَلِّي ذَلِكَ فَلَمْ تَكُنْ هَذِهِ سُنَّةَ السَّلَفِ مِنْ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَمَنْ بَعْدَهُمْ مِنْ التَّابِعِينَ لَهُمْ بِإِحْسَانِ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَلْ كَانُوا يُصَلُّونَ فِي مَسْجِدِهِ عَلَى الْأَرْضِ لَا يَتَّخِذُ أَحَدُهُمْ سَجَّادَةً يَخْتَصُّ بِالصَّلَاةِ عَلَيْهَا. وَقَدْ رُوِيَ أَنَّ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ مَهْدِيٍّ لَمَّا قَدِمَ الْمَدِينَةَ بَسَطَ سَجَّادَةً فَأَمَرَ مَالِكٌ بِحَبْسِهِ فَقِيلَ لَهُ: إنَّهُ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ مَهْدِيٍّ فَقَالَ: أَمَا عَلِمْت أَنَّ بَسْطَ السَّجَّادَةِ فِي مَسْجِدِنَا بِدْعَةٌ. وَفِي الصَّحِيحِ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الخدري فِي حَدِيثِ اعْتِكَافِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: » {اعْتَكَفْنَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ} فَذَكَرَ الْحَدِيثَ — وَفِيهِ قَالَ: » {مَنْ اعْتَكَفَ فَلْيَرْجِعْ إلَى مُعْتَكَفِهِ فَإِنِّي رَأَيْت هَذِهِ اللَّيْلَةَ وَرَأَيْتُنِي أَسْجُدُ فِي مَاءٍ وَطِينٍ} . وَفِي آخِرِهِ: » {فَلَقَدْ رَأَيْت يَعْنِي صَبِيحَةَ إحْدَى وَعِشْرِينَ عَلَى أَنْفِهِ وَأَرْنَبَتِهِ أَثَرَ الْمَاءِ وَالطِّينِ} . فَهَذَا بَيَّنَ أَنَّ سُجُودَهُ كَانَ عَلَى الطِّينِ. وَكَانَ مَسْجِدُهُ مَسْقُوفًا بِجَرِيدِ النَّخْلِ يَنْزِلُ مِنْهُ الْمَطَرُ فَكَانَ مَسْجِدُهُ مِنْ جِنْسِ الْأَرْضِ. وَرُبَّمَا وَضَعُوا فِيهِ الْحَصَى كَمَا فِي سُنَنِ أَبِي دَاوُد عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْحَارِثِ قَالَ: {سَأَلْت ابْنَ عُمَرَ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا — عَنْ الْحَصَى الَّذِي كَانَ فِي الْمَسْجِدِ فَقَالَ: مُطِرْنَا ذَاتَ لَيْلَةٍ فَأَصْبَحَتْ الْأَرْضُ مُبْتَلَّةً فَجَعَلَ الرَّجُلُ يَأْتِي بِالْحَصَى فِي ثَوْبِهِ فَيَبْسُطُهُ تَحْتَهُ فَلَمَّا قَضَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الصَّلَاةَ. قَالَ: مَا أَحْسَنَ هَذَا؟} .

«И спросили (Ибн Теймию): О тех, кто стелет коврик в мечети и читает молитву на нем, является его деяние нововведением или нет?
Тогда ответил: Хвала Аллаху, Господу миров, а что касается молитвы на коврике, когда молящийся соблюдает это, то во времена Посланника Аллаха (с) это не являлось сунной предшественников из числа мухаджиров и ансаров, а также тех, кто был после них из числа последовавших за ними в благодетели, нет, они совершали молитву в мечети на земле, ни один из них не брал коврик, предназначенный для молитвы. 
В хадисах передается, что, когда Абдуррахман ибн Махди прибыл в Медину, он расстелил коврик. (Когда об этом узнал) Малик, он приказал заточить его в темницу. Ему сказали, что это Абдуррахман ибн Махди, на что он сказал ему: «Разве ты не знаешь, что расстилание коврика в нашей мечети является нововведением (бид’а)?». Также в достоверном хадисе об и’тикафе Пророка (с) от абу Саида аль-Худри передается, что он сказал: «Мы совершали и’тикаф вместе с Посланником Аллаха (с) …», и далее в продолжении хадиса Пророк (с) сказал: «…Тот, кто совершал и’тикаф, тот пусть вернется на место его совершения. Поистине, я видел эту ночь (ночь предопределения) и видел, как я совершаю земной поклон в воду и глину»… и в конце хадиса абу Саид говорит: «Поистине, на 21 утро месяца Рамадан я видел Пророка (с), на лбу и носу которого были следы воды и глины». Этот хадис ясно доказывает то, что Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) совершал земной поклон на землю, потому как крышей для его мечети служили пальмовые листья, через которые лился дождь, (и раз уж на его лбу остались следы глины, то значит) пол мечети был земляным, на который они иногда сыпали гравий, как об этом говорится в хадисе в сборнике «Сунан» абу Дауда, где передается от Абдуллы ибн Хариса: «Я спросил ибн Умара о гравии, что находился в мечети. Он сказал мне: «Однажды ночью полился дождь и промочил землю. Один человек притащил в полах своей одежды гравий и рассыпал его под собою. Когда посланник Аллаха (с) закончил молитву, он сказал: «Как же прекрасно это (деяние)!»»[2].

Потом Ибн Теймия приводит несколько хадисов и выводит из них заключение:

فَهَذَا بَيَّنَ أَنَّهُمْ كَانُوا يَسْجُدُونَ عَلَى التُّرَابِ وَالْحَصَى.

«Это ясно доказывает, что они совершали земной поклон на землю и щебень»[3].

Далее Ибн Теймия приводит еще несколько хадисов и пишет:

وَهَذَا بَيَّنَ أَنَّهُمْ لَمْ يَكُونُوا يُصَلُّونَ عَلَى سَجَّادَاتٍ؛ بَلْ وَلَا عَلَى حَائِلٍ

«Это ясно доказывает, что они не молились на ковриках, и даже на чем-то, что было бы преградой между ними и землей»[4].

Как видно из данных высказываний, сунна Посланника Аллаха (с) подтверждает тот факт, что саджда – это поклон именно на землю, и совершенно верно переводить это слово как «земной поклон.

Для большей уверенности в данном вопросе, обратимся к хадисам, которые дошли до нас в суннитских источниках.

Хадисы

Земля –место совершения земного поклона

В «Сахих» Бухари приводится хадис от его светлости Пророка (с), что местом совершения земного поклона установлена земля:

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ سِنَانٍ قَالَ: حَدَّثَنَا هُشَيْمٌ قَالَ: حَدَّثَنَا سَيَّارٌ، هُوَ أَبُو الْحَكَمِ، قَالَ: حَدَّثَنَا يَزِيدُ الْفَقِيرُ قَالَ: حَدَّثَنَا جَابِرُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: (أُعْطِيتُ خَمْسًا، لَمْ يُعْطَهُنَّ أَحَدٌ مِنَ الْأَنْبِيَاءِ قَبْلِي: نُصِرْتُ بِالرُّعْبِ مَسِيرَةَ شَهْرٍ، وَجُعِلَتْ لِي الْأَرْضُ مَسْجِدًا وَطَهُورًا، وَأَيُّمَا رَجُلٍ مِنْ أُمَّتِي أَدْرَكَتْهُ الصَّلَاةُ فَلْيُصَلِّ، وَأُحِلَّتْ لِي الْغَنَائِمُ، وَكَانَ النَّبِيُّ يُبْعَثُ إِلَى قَوْمِهِ خَاصَّةً، وَبُعِثْتُ إِلَى النَّاسِ كَافَّةً، وَأُعْطِيتُ الشَّفَاعَةَ)

Передают от Джабир ибн Абдуллаха, что Посланник Аллаха (с) сказал: «Мне было даровано пять (даров), которые не были дарованы никому из пророков, что были до меня: мне оказано помощь страхом на расстоянии месяца пути (то есть, страх постигает врагов пророка (с) на таком расстоянии до встречи с ним на поле боя — п. п.); земля установлена для меня местом совершения саджда (земного поклона) и (средством) очищения, и где бы ни оказался человек из моей общины, пусть он совершает молитву (там же, где оказался); мне дозволено (распоряжаться) военными трофеями; все пророки посылались только для своего народа, я же был послан ко всем людям; и мне даровано (право) заступничества (шафаат)»[5].

В данном хадисе речь не идет о планете земля, а о земле как материи, ибо как мы все прекрасно знаем именно это является средством ритуального очищения, то есть, таяммума. В силу этого в хадисе ясно и не двусмысленно Посланник Аллаха (с) говорит, что необходимо совершать саджда на землю, именно она является тем, что установлено как место для возложения лба во время поклона.

Устанавливать лоб на землю

В достоверных преданиях из суннитских источников Посланник Аллаха (с), описывая качества молитвы, указывает на обязательность устанавливать лоб на землю. Ан-Навави пишет:

وَبِحَدِيثِ رِفَاعَةَ بْنِ رَافِعٍ إنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ للمسئ صَلَاتَهُ » إنَّهُ لَا يَتِمُّ صَلَاةُ أَحَدِكُمْ حَتَّى يُسْبِغَ الْوُضُوءَ — وَذَكَرَ صِفَةَ الصَّلَاةِ إلَى أَنْ قَالَ — فَيُمَكِّنَ وَجْهَهُ وَرُبَّمَا قَالَ جَبْهَتَهُ مِنْ الْأَرْضِ — وَذَكَرَ تَمَامَ صِفَةِ الصَّلَاةِ ثُمَّ قَالَ — لا يتم صَلَاةُ أَحَدِكُمْ حَتَّى يَفْعَلَ ذَلِكَ » رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَالْبَيْهَقِيُّ بِإِسْنَادَيْنِ صَحِيحَيْنِ وَفِي رِوَايَةِ الْبَيْهَقِيّ قَالَ (فَيُمَكِّنَ جَبْهَتَهُ) بِلَا شَكٍّ

И (еще одним доводом того, что чалма не должна препятствовать прикосновению лба земли, является) хадис Рифа’а ибн Рафи’, что Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал тому, кто плохо совершал свою молитву: «Воистину, не завершена молитва одного из вас, пока он не завершит малое ритуальное омовение». Далее он начал перечислять качества молитвы, пока не сказал: «И не установит свое лицо», в некоторых версиях хадиса сказано «свой лоб на землю». А потом он перечислил все качества молитву, а потом сказал: «Молитва одного из вас не завершена, пока не совершит эти действия». Этот хадис передал Абу Давуд и Аль-Бейхаки двумя разными достоверными цепочками передатчиков. А в передаче Аль-Бейхаки несомненно сказано: «Пока не установит свой лоб»[6].

Согласно данному достоверному хадису молитва человека не завершена, пока он не установит свой лоб на землю. И Ан-Навави понимает данный хадис именно так, что не должно быть между лбом и землей препятствия, вроде чалмы.

Совершение молитвы в лужицы и глину

В достоверных хадисах из суннитских источников говорится, что его светлость Пророк (с) совершал земной поклон на землю даже тогда, когда на земле была грязь и вода в следствие дождя.

В «Сахих» Аль-Бухари приводится хадис:

حَدَّثَنَا ‌مُسْلِمُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ قَالَ: حَدَّثَنَا ‌هِشَامٌ، عَنْ ‌يَحْيَى، عَنْ ‌أَبِي سَلَمَةَ قَالَ: سَأَلْتُ ‌أَبَا سَعِيدٍ الْخُدْرِيَّ فَقَالَ: «جَاءَتْ سَحَابَةٌ فَمَطَرَتْ حَتَّى سَالَ السَّقْفُ، وَكَانَ مِنْ جَرِيدِ النَّخْلِ، فَأُقِيمَتِ الصَّلَاةُ، فَرَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَسْجُدُ فِي الْمَاءِ وَالطِّينِ، حَتَّى رَأَيْتُ أَثَرَ الطِّينِ فِي جَبْهَتِهِ.»

Передается от Абу Саид аль-Худри, который сказал: «Однажды небо покрылось тучами и пролился дождь, так, что крыша (мечети), которая была сделана из пальмовых ветвей, протекла. После этого я видел Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) и как он совершает земной поклон в лужицы и глину, после чего на его лбу были видны следы глины»[7].

Этот хадис приводится в «Сахих» Бухари неоднократно[8]. Из данного хадиса мы понимаем, что несмотря на неудобство и неблагоприятные условия для совершения земного поклона, его светлость совершал саджда на глину и воду, и не стелил под лоб ничего. Данный факт в очередной раз укрепляет наше понимание саджда.

И более того, в хадисе из «Муснад» Ахмада приводится, что его светлость Посланник Аллаха (с) в подобные дни стелил перед собой свою накидку, но только под руки, а не под лоб:

حَدَّثَنَا يَعْقُوبُ، حَدَّثَنَا أَبِي، عَنِ ابْنِ إِسْحَاقَ، قَالَ: حَدَّثَنَا حُسَيْنُ بْنُ عَبْدِ اللهِ بْنِ عُبَيْدِ اللهِ بْنِ عَبَّاسٍ، عَنْ عِكْرِمَةَ، مَوْلَى عَبْدِ اللهِ بْنِ عَبَّاسٍ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: » لَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فِي يَوْمٍ مَطِيرٍ، وَهُوَ يَتَّقِي الطِّينَ إِذَا سَجَدَ بِكِسَاءٍ عَلَيْهِ يَجْعَلُهُ دُونَ يَدَيْهِ إِلَى الْأَرْضِ إِذَا سَجَدَ «

От Абдуллы ибн Аббаса передается, что он сказал: «Я видел Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) в дождливый день, и когда он делал земной поклон, то остерегался земли и складывал на нее свою накидку, на которую и клал свои ладони»[9].

Что мешало его светлости стелить свою накидку также и под лоб, если совершение саджда на ковер или одежду дозволено!?

Охлаждение камешков

Пророк (с) и его сподвижники для совершения земного поклона охлаждали в руке маленькие камешки, чтобы совершать на них земной поклон.

Хаким Нисабури в «Аль-Мустадрак ала ас-сахихайн» приводит:

وَحَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ إِسْحَاقَ، ثنا أَبُو الْمُثَنَّى، ثنا مُسَدَّدٌ، وَأَخْبَرَنَا أَحْمَدُ بْنُ جَعْفَرٍ الْقَطِيعِيُّ، ثنا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ، حَدَّثَنِي أَبِي، قَالَا: ثنا عَبَّادُ بْنُ عَبَّادٍ، ثنا مُحَمَّدُ بْنُ عَمْرٍو، عَنْ سَعِيدِ بْنِ الْحَارِثِ الْأَنْصَارِيِّ، عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ، قَالَ: «كُنْتُ أُصَلِّي الظُّهْرَ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَآخُذُ قَبْضَةً مِنَ الْحَصَى لِيَبْرُدَ فِي كَفِّي أَضَعُهَا لِجَبْهَتِي أَسْجُدُ عَلَيْهَا لِشِدَّةِ الْحَرِّ» .

От Джабира ибн Абдуллы: «Я совершал вместе с Посланником Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) дневную молитву. Я брал пригоршню мелких камешков (и держал их в) руке, дабы они охладились, чтобы совершить земной поклон на них из-за сильной жары».

Хаким пишет про цепочку передатчиков:

«هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحٌ عَلَى شَرْطِ مُسْلِمٍ»

«Этот хадис достоверный согласно условиям Муслима»[10].

Аз-Захаби пишет про данный хадис:

[التعليق — من تلخيص الذهبي]٧٠١ — على شرط مسلم

(Достоверен) согласно условиям Муслима[11].

Этот хадис так же укрепляет наше понимание земного поклона, ибо что мешало постелить под лоб что-то, вроде куска ткани или одежды, вместо того, чтобы охлаждать камни в руке, совершенно очевидно, что была причина для этого. В конце концов у всех арабов была чалма, они могли просто сдвинуть чалму на лоб, чтобы лоб не касался земли или камня.

Хадис «покрой лицо пылью»

Пророк (с) приказывал своим сподвижникам совершать саджда на пыль, а не чистить место совершения поклона от пыли и земли.

Ибн Хиббан приводит в своем «Сахих»:

أَخبَرنا أَحْمَدُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ يَحْيَى الشَّحَّامُ، بِالرَّيِّ، حَدثنا مُحَمَّدُ بْنُ مُسْلِمِ بْنِ وَارَةَ، حَدثنا الرَّبِيعُ بْنُ رَوْحٍ، حَدثنا مُحَمَّدُ بْنُ حَرْبٍ، عَنِ الزُّبَيْدِيِّ، عَنْ عَدِيِّ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، عَنْ دَاوُدَ بْنِ أَبِي هِنْدَ، عَنْ أَبِي صَالِحٍ مَوْلَى آلِ طَلْحَةَ بْنِ عُبَيْدِ اللهِ، قَالَ: كُنْتُ عِنْدَ أُمِّ سَلَمَةَ زَوْجِ النَّبِيِّ صَلى الله عَلَيه وسَلم، فَأَتَاهَا ذُو قَرَابَتِهَا غُلَامٌ شَابٌّ ذُو جُمَّةٍ، فَقَامَ يُصَلِّي، فَلَمَّا ذَهَبَ لِيَسْجُدَ، نَفَخَ، فَقَالَتْ: لَا تَفْعَلْ فَإِنَّ رَسُولَ اللهِ صَلى الله عَلَيه وسَلم كَانَ يَقُولُ لِغُلَامٍ لَنَا أَسْوَدَ: «يَا رَبَاحُ، تَرِّبْ وَجْهَكَ».

От Абу Салиха: «Я был у Ум Саламы и к ней зашел ее родственник, который был юношей, и начал совершать молитву, и когда пошел на земной поклон, то он сдул (пыль с места, где должен был коснуться лоб). Тогда она сказала: «Сынок, не сдувай, ведь, воистину, я слышала, как Посланник Аллаха (с) сказал нашему чернокожему слуге: «О Рабах, покрой свое лицо пылью!»[12].

Хаким приводит данное предание в «Аль-Мустадрак» [13] и после предания пишет:

هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحُ الْإِسْنَادِ، وَلَمْ يُخَرِّجَاهُ

«Этот хадис достоверен, однако Бухари и Муслим не привели его»[14].

Аз-Захаби также пишет:

[التعليق — من تلخيص الذهبي]١٠٠١ — صحيح

«Достоверен»[15].

В данном хадисе Пророк (с) ясно приказывает не устранять пыль и землю с места совершения поклона, сравните этот приказ с тем, как сегодня совершают молитву сторонники справедливости всех сподвижников, на чистых и благоухающих коврах, никаких следов земли или пыли.

Необходимость устранения чалмы со лба

В разделе «Устанавливать лоб на землю» мы указали на то, что, согласно хадису, чалма не должна препятствовать прикосновению лба с землей. Многие сподвижники и табеины считали это необходимым, они поднимали чалму со лба и другим приказывали это делать. Ибн Абу Шайба приводит эти предания в своей книге «Аль-Мусаннаф»:

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ قَالَ: نا وَكِيعٌ، عَنْ سَكَنِ بْنِ أَبِي كَرِيمَةَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عُبَادَةَ، عَنْ مَحْمُودِ بْنِ رَبِيعٍ، عَنْ عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ أَنَّهُ كَانَ إِذَا قَامَ إِلَى الصَّلَاةِ حَسَرَ الْعِمَامَةَ عَنْ جَبْهَتِهِ «

Передают от Махмуд ибн Раби’, что Абуда ибн Ас-Самит когда поднимался на молитву, то обнажал лоб от чалмы [16].

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ عَنْ إِسْرَائِيلَ، عَنْ عَبْدِ الْأَعْلَى الثَّعْلَبِيِّ، عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ أَبِي لَيْلَى، عَنْ عَلِيٍّ، قَالَ: «إِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ فَلْيَحْسِرِ الْعِمَامَةَ عَنْ جَبْهَتِهِ»

Передают от Абдуррахмана ибн Абу Лайла, от Али: «Когда один из вас совершает молитву, то пусть оголяет лоб от чалмы»[17].

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ قَالَ: حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ بْنُ عُلَيَّةَ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ نَافِعٍ، قَالَ: «كَانَ ابْنُ عُمَرَ، لَا يَسْجُدُ عَلَى كَوْرِ الْعِمَامَةِ»

Передают от Нафи’: «Ибн Умар не совершал земного поклона с чалмой на лбу»[18].

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ قَالَ: نا ابْنُ عُلَيَّةَ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ مُحَمَّدٍ، قَالَ: أَصَابَتْنِي شَجَّةٌ، فَعَصَبْتُ عَلَيْهَا عِصَابَةً، فَسَأَلْتُ أَبَا أَبَا عُبَيْدَةَ، أَسْجُدُ عَلَيْهَا؟ قَالَ: «لَا»

Передают от Мухаммада: Я получил рану на голове и наложил повязку на рану, тогда я спросил Абу Убайду, совершать ли мне поклон на повязку, ответил: «Нет!»[19].

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ قَالَ: نا حَمَّادُ بْنُ خَالِدٍ، عَنْ مُعَاوِيَةَ بْنِ صَالِحٍ، عَنْ عِيَاضِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ الْقُرَشِيِّ، قَالَ: «رَأَى النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَجُلًا يَسْجُدُ عَلَى كَوْرِ الْعِمَامَةِ، فَأَوْمَأَ بِيَدِهِ أَنِ ارْفَعْ عِمَامَتَكَ، فَأَوْمَأَ إِلَى جَبْهَتِهِ»

Передают от Ийад ибн Абдуллах Аль-Кураши: «Пророк (с) увидел, как некий человек совершает земной поклон с чалмой на лбу, тогда он указал рукой, чтобы тот приподнял чалму и указал ему на лоб»[20].

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ قَالَ: نا هُشَيْمٌ، عَنْ مُغِيرَةَ، عَنْ إِبْرَاهِيمَ أَنَّهُ كَانَ يُحِبُّ لِلْمُعْتَمِّ أَنْ يُنحِّيَ كَوْرَ الْعِمَامَةِ مِنْ جَبْهَتِهِ

Передают от Ибрахима, что он любил, чтобы человек в чалме устранял чалму со своего лба[21].

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ قَالَ: حَدَّثَنَا عَلِيٌّ، عَنْ أَشْعَثَ، عَنْ مُحَمَّدٍ أَنَّهُ كَرِهَ السُّجُودَ عَلَى كَوْرِ الْعِمَامَةِ «

Передают от Мухаммада, что он не желал совершать земной поклон с чалмой на лбу[22].

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ قَالَ: نا وَكِيعٌ، عَنْ يَزِيدَ بْنِ إِبْرَاهِيمَ، عَنِ ابْنِ سِيرِينَ أَنَّهُ كَرِهَ السُّجُودَ عَلَى كَوْرِ الْعِمَامَةِ

Передают от Ибн Сирина, что он не желал совершать земной поклон с чалмой на лбу[23].

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ قَالَ: نا ابْنُ مَهْدِيٍّ، عَنْ حَمَّادِ بْنِ سَلَمَةَ، عَنْ هِشَامٍ، عَنْ أَبِيهِ، فِي الْمُعْتَمِّ، قَالَ: «يُمَكِّنُ جَبْهَتَهُ مِنَ الْأَرْضِ»

Передают от Хишама, от своего отца относительно того, кто надел чалму: «Устанавливает свой лоб на землю»[24].

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ قَالَ: نا ابْنُ فُضَيْلٍ، عَنْ حُصَيْنٍ، عَنْ هِلَالِ بْنِ يَسَافٍ، عَنْ جَعْدَةَ بْنِ هُبَيْرَةَ أَنَّهُ رَأَى رَجُلًا يَسْجُدُ وَعَلَيْهِ مِغْفِرَةٌ وَعِمَامَةٌ قَدْ غَطَّى بِهِمَا وَجْهَهُ، فَأَخَذَ بِمِغْفَرَتِهِ وَعِمَامَتِهِ فَأَلْقَاهُمَا مِنْ خَلْفِهِ «

Передают от Джа’да ибн Хубайра (табеин), что он увидел некоего человека, который совершал земной поклон, но на нем был шлем и чалма, которые покрывали его лицо, тогда он со спины взял его шлем и чалму и выбросил их[25].

Как видно из вышеупомянутых хадисов многие сподвижники и табеины избегали совершения земного поклона с чалмой на лбу. В таком случае возникает вопрос, почему? Не потому ли, что земной поклон – это именно земной поклон, то есть, когда лоб кладется на землю, а не на ковер или одежду. В связи с этими и многими другими хадисами шафиитские ученые посчитали молитву недействительной, если поклон совершается с чалмой на лбу или какой-то другой частью одежды, например, краями чалмы на лбу или полами накидки на лбу. Ан-Навави пишет:

إذَا سَجَدَ عَلَى كَوْرِ عِمَامَتِهِ أَوْ كُمِّهِ وَنَحْوِهِمَا فَقَدْ ذَكَرْنَا أَنَّ سُجُودَهُ بَاطِلٌ فَإِنْ تَعَمَّدَهُ مَعَ عِلْمِهِ بِتَحْرِيمِهِ بَطَلَتْ صَلَاتُهُ وَإِنْ كَانَ سَاهِيًا لَمْ تَبْطُلْ لَكِنْ يَجِبُ إعَادَةُ السُّجُودِ هَكَذَا صَرَّحَ بِهِ أَصْحَابُنَا مِنْهُمْ أَبُو مُحَمَّدٍ فِي التَّبْصِرَةِ

«Когда земной поклон совершается человеком с чалмой, краями чалмы или тому подобными вещами на лбу, то, как мы уже сказали, земные поклоны такого человека недействительны. И если он это сделает намеренно, зная, что это запрещено, то его молитвы недействительна, а если ошибется, то молитва не аннулируется, однако ему необходимо восполнить земные поклоны. Именно так ясно говорят наши ученые, среди них Абу Мухаммад (Аль-Джувайни) в (книге) Ат-Табсира»[26].

Он также пишет:

فِي مَذَاهِبِ الْعُلَمَاءِ فِي السُّجُودِ عَلَى كُمِّهِ وَذَيْلِهِ وَيَدِهِ وَكَوْرِ عِمَامَتِهِ وَغَيْرِ ذَلِكَ مِمَّا هُوَ مُتَّصِلٌ بِهِ: قَدْ ذَكَرْنَا أَنَّ مَذْهَبَنَا أَنَّهُ لَا يَصِحُّ سجوده علي شئ مِنْ ذَلِكَ وَبِهِ قَالَ دَاوُد وَأَحْمَدُ فِي رواية

«Что касается точек зрения ученых относительно совершения земного поклона на рукав, полы, руку, с чалмой на лбу и тому подобных вещей из числа надетых на человека, то мы уже говорили, что наш мазхаб заключается в том, что подобный земной поклон является неправильным, того же мнения придерживается Давуд и Ахмад согласно одну из преданий»[27].

Таким образом, согласно шафиитскому мазхабу совершение земного поклона с какой-то частью одежды на лбу, вроде чалмы, шапки и тому подобного, делает недействительным земной поклон.

Ан-Навави также пишет:

أَنَّ الْعُلَمَاءَ مُجْمِعُونَ عَلَى أَنَّ الْمُخْتَارَ مُبَاشَرَةُ الْجَبْهَةِ لِلْأَرْضِ فَلَا يُظَنُّ بِالصَّحَابَةِ إهْمَالُ هَذَا وَأَمَّا الْمَرْوِيُّ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ » سَجَدَ عَلَى كَوْرِ عِمَامَتِهِ » فَلَيْسَ بِصَحِيحٍ

«Ученые единогласны, что избранным способом является то, чтобы не было препятствий между лбом и землей, поэтому, нельзя полагать, что сподвижники были небрежны в этом. А что касается предания о том, что Пророк (с) совершал земной поклон с чалмой на лбу, то это предание не достоверное»[28].

Из этого можно сделать вывод, что несмотря на то, что для арабов было обыденностью носить чалму, но при этом нет ни одного достоверного предания, что Пророк (с) совершал земной поклон с чалмой на лбу, наоборот, мы обнаруживаем множество хадисов, свидетельствующих о том, что Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) и первые поколения мусульман устраняли чалму со лба для совершения земного поклона, в числе этих преданий ранее упомянутое предание о необходимости устанавливать лоб на землю и следующие два хадиса.

Откладывание молитвы из-за жары

В «Сахих» Аль-Бухари приводится предание, в котором говорится, что Пророк (с) велел откладывать полуденную молитву пока не спадет дневной жар:

حَدَّثَنَا ‌آدَمُ بْنُ أَبِي إِيَاسٍ قَالَ: حَدَّثَنَا ‌شُعْبَةُ قَالَ: حَدَّثَنَا ‌مُهَاجِرٌ، أَبُو الْحَسَنِ، مَوْلَى لِبَنِي تَيْمِ اللهِ، قَالَ: سَمِعْتُ ‌زَيْدَ بْنَ وَهْبٍ، عَنْ ‌أَبِي ذَرٍّ الْغِفَارِيِّ قَالَ: «كُنَّا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي سَفَرٍ، فَأَرَادَ الْمُؤَذِّنُ أَنْ يُؤَذِّنَ لِلظُّهْرِ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَبْرِدْ. ثُمَّ أَرَادَ أَنْ يُؤَذِّنَ، فَقَالَ لَهُ: أَبْرِدْ. حَتَّى رَأَيْنَا فَيْءَ التُّلُولِ

Сообщается, что Абу Зарр аль-Гиффари, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) мы с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, были в пути и муаззин захотел возгласить призыв к полуденной молитве, Пророк (с), сказал: “(Подожди,) пока не станет прохладнее”. Через некоторое время (муаззин снова) хотел призвать людей к молитве, он же (опять) сказал: “(Подожди,) пока не станет прохладнее”, (и мы ждали,) пока не увидели тени холмов»[29].

В чем же была причина того, что Пророк (с) велел подождать, пока не станет прохладнее? Пророк (с) со своими сподвижниками, находясь в пути, был в прохладном месте и слишком жарко было чтобы совершать лишние телодвижения? Нет, конечно! Дело было в песке, оно раскаляется в полуденное время и может обжечь лоб при совершении земного поклона. И если бы дозволено было бы совершать земной поклон на одежду, чалму или другую ткань, то несомненно Пророк (с) не стал бы откладывать полуденную молитву до появления теней у холмов. Поэтому, из данного хадиса ясно понимается, что земной поклон должен совершаться исключительно на землю, а не на ткань, одежду, чалму или коврик, в противном случает Пророк (с) велел бы постелить накидки и совершать молитву на накидках, ставя лбы на накидки, которые непременно были у них с собой. В особенности с учетом того, что совершение молитвы в начале времени имеет особое положение, а откладывание молитвы нежелательно, с учетом этого откладывание молитвы самим Пророком (с) может быть объяснено только очень вескими причинами, вроде нежелания причинять вред сподвижникам в виде ожога лба.

Жалоба сподвижников на жару

В предании из «Сахих» Муслима передается, что сподвижники жаловались Пророку (с) на жару, но Пророк (с) не удовлетворил их жалобы.

وحدثنا أبو بكر بن أبي شيبة. حدثنا أَبُو الأَحْوَصِ سَلَّامُ بْنُ سُلَيْمٍ عَنْ أَبِي إِسْحَاق، عَنْ سَعِيدِ بْنِ وَهْبٍ، عَنْ خَبَّابٍ؛ قَالَ: شَكَوْنَا إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الصَّلَاةَ فِي الرَّمْضَاءِ. فَلَمْ يُشْكِنَا.

Передают от Хаббаба оказавшего: «Мы пожаловались Посланнику Аллаха (с), на исполнение молитвы на раскаленном песке, но он не удовлетворил нашу жалобу»[30].

Переводчик «Сахих» Муслима на русский язык перевел слово «ар-рамда’» как «жара», но «ар-рамда’» — это раскаленный песок. Ан-Навави в толкование данного хадиса пишет:

قَوْلُهُ حَرُّ الرَّمْضَاءِ أَيِ الرَّمَلُ الَّذِي اشْتَدَّتْ حَرَارَتُهُ

«Слова «ар-рамда’», то есть песок, который раскалился от жары»[31].

Об этом также пишет Ибн Хаджар и в толкование данного хадиса подчеркивает, что сподвижники жаловались на то, что раскаленный песок обжигает их лбы и руки:

حَدِيثُ خَبَّابٍ شَكَوْنَا إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَرَّ الرَّمْضَاءِ فِي جِبَاهِنَا وَأَكُفِّنَا فَلَمْ يُشْكِنَا أَيْ فَلَمْ يُزِلْ شَكْوَانَا وَهُوَ حَدِيثٌ صَحِيحٌ رَوَاهُ مُسْلِمٌ

«Хадис Хаббаба «Мы пожаловались Посланнику Аллаха (с), на исполнение молитвы на раскаленном песке» на наших лбах и руках, «но он не удовлетворил нашу жалобу», то есть, он не устранил то, на что мы жаловались. И это достоверный хадис, приведенный Муслимом»[32].

Ан-Навави также пишет:

لانهم شكوا حر الرَّمْضَاءِ فِي جِبَاهِهِمْ وَأَكُفِّهِمْ وَلَوْ كَانَ الْكَشْفُ غَيْرَ وَاجِبٍ لَقِيلَ لَهُمْ اُسْتُرُوهَا فَلَمَّا لَمْ يَقُلْ ذَلِكَ دَلَّ عَلَى أَنَّهُ لَا بُدَّ مِنْ كَشْفِهَا

Они (сподвижники) жаловались на то, что раскаленный песок обжигает их лбы и руки, и если бы не обязательно было бы открывать лоб, то им было бы сказано, чтобы они закрывали свои лбы, и в силу того, что этого им сказано не было, данный хадис свидетельствует о том, что обязательно (во время земного поклона) открывать лоб»[33].

Я скажу, что нет никакой необходимости в том, чтобы речь шла о руках, достаточно того, что раскаленный песок обжигал лоб и Пророк (с) не разрешал им что-то стелить под лоб или закрывать лоб чалмой или другой тканью. Другими словами, если во время саджда касание лба земли не обязательно, то почему Пророк (с) не разрешил мусульманам какие-то методы и способы, которые могли бы помочь им оградиться от раскаленного песка!? Почему не удовлетворил их жалобы!?

По случаю коснемся другого хадиса из «Сахих» Муслима, на который ссылаются некоторые суннитские ученые, доказывая, что можно класть лоб и на одежду:

حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ يَحْيَى. حَدَّثَنَا بِشْرُ بْنُ الْمُفَضَّلِ عَنْ غَالِبٍ الْقَطَّانِ، عَنْ بَكْرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ، عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ؛ قَالَ: كُنَّا نُصَلِّي مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي شِدَّةِ الْحَرِّ. فَإِذَا لَمْ يَسْتَطِعْ أَحَدُنَا أَنْ يُمَكِّنَ جَبْهَتَهُ مِنَ الأَرْضِ، بَسَطَ ثَوْبَهُ، فَسَجَدَ عَلَيْهِ.

Передают от Анас Ибн Малика: «Мы вместе с Посланником Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) исполняли молитву при сильной жаре и, если кто-то среди нас не мог (выдержать боли от ожога при) прикосновении своего лба с землей, то сначала такой стелил свою одежду и исполнял поклоны на ней»[34].

1) Зачем терпеть ожоги при совершении поклона на раскаленный песок или камни, если это не обязательно? Из данного хадиса ясно, что среди сподвижников стелить одежду было скорее исключением нежели правилом, а те, кто стелил одежду, делали это в силу того, что не могли терпеть ожоги.

2) Непонятно, кто так делал, имена не приведены. Но для суннитского учения этого достаточно, согласно теории справедливости всех сподвижников, когда каждый сподвижник является примером, на деяния которого можно ориентироваться, даже если непонятно кто это вообще был. Но данная теория не только не имеет никаких доказательств, но и более того, она давно и успешно опровергнута, в том числе образом жизни и деяниями самих сподвижников.

3) В хадисе нет никакого указания на одобрение Посланника Аллаха (с), поэтому данное действие некоторых неизвестных людей абсолютно не является доводом.

Вторая весомая вещь.

В достоверных хадиса дошло до нас, что Посланник Аллаха (с) после себя оставил две весомые вещи: Коран и Ахл аль-бейт (а). Более подробно с хадисом о двух драгоценностях вы можете ознакомиться на нашем сайте . Поэтому, в понимании религии необходимо обращаться к пониманию Ахл аль-бейт (а). В сборниках хадисов довольно много хадисов от непорочных имамов Ахл аль-бейт (мир им!), в которых данный вопрос более чем подробно разъяснен, мы приведем несколько из этих хадисов. В Аль-Кафи до нас дошел достоверный хадис от Имама Садыка (а):

مُحَمَّدُ بْنُ يَحْيَى عَنْ أَحْمَدَ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ عِيسَى عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ خَالِدٍ وَ الْحُسَيْنِ بْنِ سَعِيدٍ عَنِ الْقَاسِمِ بْنِ عُرْوَةَ عَنْ أَبِي الْعَبَّاسِ الْفَضْلِ بْنِ عَبْدِ الْمَلِكِ قَالَ قَالَ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ ع لَا تَسْجُدْ إِلَّا عَلَى الْأَرْضِ أَوْ مَا أَنْبَتَتِ الْأَرْضُ إِلَّا الْقُطْنَ وَ الْكَتَّانَ.

Передают от Абу Абдуллы (а): «Не совершай поклон ни на что, кроме земли или того, что растет из земли, кроме хлопка и льна[35].

Также от Имама Садыка (а) в другом достоверном предании приводится:

وَ رَوَى حَمَّادُ بْنُ عُثْمَانَ عَنْ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ ع أَنَّهُ قَالَ: السُّجُودُ عَلَى مَا أَنْبَتَتِ الْأَرْضُ إِلَّا مَا أُكِلَ‏ أَوْ لُبِسَ‏.

Передают от Абу Абдуллы (а): Поклоны (совершаются) на то, что растет из земли, кроме того, что является едой или одеждой[36].

Вывод

Согласно словарному значению «саджда» — это расположение лба на землю. Исследование сунны Посланника Аллаха (с), а также первых поколений мусульман подтверждает это значение. А также вторая драгоценность в исламе, Ахл аль-бейт (а) более подробно, в нюансах разъяснили для нас этот вопрос. Поэтому, саджда, как один из обязательных действий в молитве, это когда лоб соприкасается с землей, а под землей подразумевается сама материя земли или то, что находится в земле, вроде камней, а также то, что растет из земли, кроме того, что является едой или одеждой.

Смысл данного положения в исламе также разъяснен в хадисе от Имама Садыка а):

أَبْلَغُ فِي التَّوَاضُعِ وَ الْخُضُوعِ لِلَّهِ عَزَّ وَ جَلَّ

«Совершение поклона на землю – это более доходчиво в самоприниженности и покорности перед Всевышним Аллахом»[37].

И в силу того, что философия совершения земного поклона заключается в проявлении самоприниженности и покорности перед Аллахом, совершенно ясно, что наилучшим проявлением этого является совершение данного действия на землю, нежели на дорогие и приятные ковры, например.

Курбан Мирзаханов
Священный город Кум
1 Раджаб 1444

Источник: https://dovodi.ru


Сноски

[1] «Игаса аль-лихфан мин масаид аш-шайтан», Мухаммад ибн Абу Бакр Ибн Аййуб ибн Са’д Шамсуддин Ибн Кпййим Аль-Джаузийа (умер 751 г.х.), том 1, стр. 126, исследование Мухаммад Хамид Аль-Фикхи, изд-во Макатаба аль-маариф, Эр-Рияд, КСА, в 2-х томах.

[2] «Маджму’ аль-фатава», Такийуддин Абу Аль-Аббас Ахмад ибн Абдулхалим Ибн Теймийа Аль-Харани (умер 728 г.х.), том 22, стр. 163-164, исследование Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Касим, изд-во Муджамма аль-малик фахд, Светозарная Медина, КСА, 19951416, в 35-ти томах. 

[3] Там же, том 22, стр. 165. 

[4] Там же.

[5] Сахих Бухари, книга: Главы о местах совершения саджда, глава: «О словах Пророка (с) «земля установлена для меня местом совершения саджда и (средством) очищением»», хадис 427, том 1, стр. 168, изд-во Дару Ибн Касир, исследование: Мустафа Дайб Аль-Буга, Ямама — Бейрут, издание пятое, 1414 г.л.х. — 1993 г., в 7-ми томах (последний том – содержание).

[6] Абу Закария Мухйиддин ибн Шараф Ан-Навави (умер 676 г.х.), «Аль-Маджму’ шарха аль-мухаззаб», книга «Молитвы», глава: «Важные вопросы, связанные с чтением Фатихи и других сур в молитве», том 3, стр. 426, изд-во Дару ат-тиба’а аль-мунийрийа, Каир, Египет, 1344 – 1347, в 9-ти томах. 

[7] Сахих Бухари, книга: Азана, глава: «О том, кто не протирает лоб и нос, пока не закончит молитву», хадис 836, том 1, стр. 238, изд-во Дару Ибн Касир, исследование: Мустафа Дайб Аль-Буга, Ямама — Бейрут, издание пятое, 1414 г.л.х. — 1993 г., в 7-ми томах (последний том – содержание). 

[8] Там же, хадис 801, том 1, стр. 287 ; хадис 1923, том 2, стр. 713 ; хадис 780, том 1, стр. 180 ; хадис 1912, том 2, стр. 709

[9] Ахмад Ибн Ханбал, «Муснад», раздел: Из муснада хашемитов, подраздел: Муснад Абдулла ибн Аббаса, том 4, стр. 214, хадис: 2385, исследование: Шуйаб Аль-Арнаут, Адил Муршид и другие, изд-во Муассисатур рисаля, Бейрут, Ливан, издание первое, 2001 — 1421. 

[10] Хаким Нишапури, «Мустадрак алас сахихайн», книга: Ритуального очищения, раздел: Хадис Абу ‘Авана, хадис 701, том 1, стр. 309, исследование: Мустафа Абд-Кадир Ата, изд-во Дарул кутубил илмиййа, Бейрут, Ливан, 1990 — 1411, издание первое, в пяти томах, вместе с комментариями Захаби из книги Талхис.

[11] Там же.

[12] Мухаммад Ибн Хиббан Абу Хатим Ад-Дарими (умер 354), «Сахих», книга: Молитвы, глава: Качества молитвы, хадис 1324, том 2, стр. 281, исследование Мухаммад Али Сунмаз и Халис Ай Дамир, изд-во Дару ибн Хазм, Бейрут, Ливан, 2012 — 1433, издание первое, в 8-ти томах (один из них — содержание). 

[13] Хаким Нишапури, «Мустадрак алас сахихайн», книга: Ритуального очищения, раздел: Хадис Абдуррахмана ибн Махди, хадис 1001, том 1, стр. 404, исследование: Мустафа Абд-Кадир Ата, изд-во Дарул кутубил илмиййа, Бейрут, Ливан, 1990 — 1411, издание первое, в пяти томах, вместе с комментариями Захаби из книги Талхис. 

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Ибн Аби Шейба аль Куфи, Абу Бакр Абдулла ибн Мухаммад (год смерти – 235 г.л.х), «Аль Мусаннаф филь ахадис валь асар», Книга: Молитв, глава: О тех, кто избегал совершать земной поклон на чалму, хадис 2755, том 1, стр. 240, исследование: Камаль Юсуфа Аль-Хаут, изд-во: «Мактабату ар-рушд», Эр-Рияд, КСА, издание первое, год издания – 1409, в 7-и томах.

[17] Там же, хадис 2756. 

[18] Там же, хадис 2757. 

[19] Там же, хадис 2758. 

[20] Там же, хадис 2759. 

[21] Там же, хадис 2760. 

[22] Там же, хадис 2762. 

[23] Там же, хадис 2763. 

[24] Там же, хадис 2764. 

[25] Там же, хадис 2766. 

[26] Абу Закария Мухйиддин ибн Шараф Ан-Навави (умер 676 г.х.), «Аль-Маджму’ шарха аль-мухаззаб», книга «Молитвы», глава: «Важные вопросы, связанные с чтением Фатихи и других сур в молитве», том 3, стр. 424, изд-во Дару ат-тиба’а аль-мунийрийа, Каир, Египет, 1344 – 1347, в 9-ти томах. 

[27] Там же, том 3, стр. 425. 

[28] Там же, том 3, стр. 426. 

[29] Сахих Бухари, книга: О времени молитвы, глава: «В случае сильной жары допустимо откладывать в пути полуденную молитву до тех пор, пока не станет прохладнее», хадис 539 и 544, том 1, стр. 113, изд-во Дару Ибн Касир, исследование: Мустафа Дайб Аль-Буга, Ямама — Бейрут, издание пятое, 1414 г.л.х. — 1993 г., в 7-ми томах (последний том – содержание). 

[30] «Сахих», автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Месть совершения земных поклонов и молитв, глава: «О желательности совершения полуденной молитвы в начале времени, когда нет очень сильной жары», том 1, стр. 433, хадис 189 (619), изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, Бейрут, Ливан, в пяти томах. 

[31] Абу Закария Мухйиддин Яхья Ибн Шарф Ан-Навави (умер 676 г.х.), «Аль-Минхаж шарха Сахих Муслим Ибн Аль-Хаджадж», известный как Толкование Ан-Навави, книга: Месть совершения земных поклонов и молитв, глава: «О желательности совершения полуденной молитвы в начале времени, когда нет очень сильной жары», том 5, стр. 121, изд-во Дару ихйаи турасил араби, Бейрут, Ливан, издание второе, 1392 г.х., в 18-ти томах. 

[32] Абу Аль-Фадль Ахмад ибн Али Ибн Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Хаджар Аль-Аскалани (умер 852 х.), Фатхуль бари, книга: О времени молитвы, глава: «В случае сильной жары допустимо откладывать полуденную молитву до тех пор, пока не станет прохладнее», толкование хадиса 533, том 2, стр. 16, изд-во Дарул марифа, Бейрут, Ливан, 1379 х., в 13-ти томах. 

[33] Абу Закария Мухйиддин ибн Шараф Ан-Навави (умер 676 г.х.), «Аль-Маджму’ шарха аль-мухаззаб», книга «Молитвы», глава: «Важные вопросы, связанные с чтением Фатихи и других сур в молитве», том 3, стр. 423, изд-во Дару ат-тиба’а аль-мунийрийа, Каир, Египет, 1344 – 1347, в 9-ти томах. 

[34] «Сахих», автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Месть совершения земных поклонов и молитв, глава: «О желательности совершения полуденной молитвы в начале времени, когда нет очень сильной жары», том 1, стр. 433, хадис 191 (620), изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, Бейрут, Ливан, в пяти томах. 

[35] «Аль-Кафи», Мухаммад ибн Якуб ибн Исхак, том 3, стр. 330, изд-во Дар аль-кутуб аль-исламия, Тегеран, Иран, издание 4-е, 1407, в восьми томах.

[36] «Ман ла йахдуруху аль-факих», Ибн Бабавейх Мухаммад ибн Али, том 1, стр. 268, хадис 830, изд-во Джамее мударресин, Кум, Иран, издание второе, 1413, в 4-х томах.

[37] «Ман ла йахдуруху аль-факих», Ибн Бабавейх Мухаммад ибн Али, том 1, стр. 272, хадис 843, изд-во Джамее мударресин, Кум, Иран, издание второе, 1413, в 4-х томах.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.