Мудрость имама Хусейна (а)

Говоря о создании разума, имам Хусейн (а) пересказывал слова пророка Мухаммада (с): «Аллах сотворил разум из скопления света, сокрытого в Его предшествующем знании, неведомом ни пророкам, посылаемым на служение, ни приближённым ангелам. И соделал Он знание его душой, понимание – его духом, воздержание – его головой, стыдливость – его глазами, мудрость – его языком, сострадание – его заботой, а милость – его сердцем. Затем Он наполнил и усилил его десятью свойствами: достоверностью, верой, правдивостью, покоем, искренностью, доброжелательностью, дарением, довольством, покорностью и благодарностью. Затем Он сказал: «Отступи назад”. И он отступил. Тогда Он сказал ему: «Выйди вперёд”. Он вышел вперёд. Тогда Он сказал ему: «Говори”. И он сказал: «Хвала Аллаху, противоположного и сходного, подобного и похожего, равного и парного Которому нет! Тому, перед величием Которого смиряется всякая вещь!” Затем Великий и Славный Аллах сказал: «Клянусь Моими величием и славой, Я не создал творения лучше тебя! Никого, кто лучше исполнял бы Мои повеления, никого, выше, благороднее и величественнее тебя! Благодаря тебе я наказываю и дарую, тобой Меня считают Единственным и поклоняются Мне, тобой Меня призывают с надеждой, тобой ищут Меня, тобой Меня страшатся, награда и наказание – в твоих руках”. И в этот миг разум пал ниц, пробыв в земном поклоне тысячу лет. И сказал Великий и Славный Аллах: «Подними главу свою. Проси и будет дано, ходатайствуй и ходатайство будет принято”. Разум поднял голову и сказал: «О мой Аллах! Прошу тебя, прими моё заступничество за всякого, в ком Ты утвердил меня”. И сказал Великий и Славный Аллах ангелам: «Беру вас в свидетели, что Я сделал его ходатаем за всякого обладающего разумом!”»[1]

Одной из особенностей разумного человека Имам считал то, что при наступлении жизненных трудностей он прогоняет печаль дальновидностью и обращается к разуму в поисках выхода[2].

Однажды у Му‘авийи речь зашла о разуме, и Его Святость сказал: «Разум может быть совершенным только благодаря следованию истине». Му‘авийа улыбнулся и сказал: «В вашей груди [= семьи Пророка] нет ничего иного [, кроме единого мнения, и ваши слова не противоречат друг другу]»[3].

Описывая Творцу людей, принадлежащих Ему, Имам говорил: «[Это те, кто] сделал свой разум центром повеления и запрещения. Всякий раз, когда Тебе угодно что-либо, Ты приводишь в движение побуждения, сокрытые Тобой в глубине их природы. Ты сообщаешь им свою волю, и они говорят о ней. Всем своим разумом они призывают Тебя. Они обращаются к Тебе с помощью тех истин, которые Ты даровал им»[4].

По мнению Имама, когда человек знает своё место и не занимается конъюнктурой, это свидетельствует о его мудрости: «Разумный не говорит ничего, если боится, что его опровергнут. Он не просит, если есть вероятность, что ему не дадут. Он не доверяет человеку, если опасается его коварства, и не надеется на того, на кого нельзя положиться»[5].

Ценность разума проявлялась не только в словах Имама. Она ощущалась и в его деяниях – особенно в поднятом им судьбоносном восстании. (*Об этом см.: Джавади Амули. Шекуфайи-йе ‘акл дар партоу-йе нехзат-е Хусайни [Расцвет разума в свете движения имама Хусейна])

Источник: http://pomnihuseyna.ru


[1] Бихар ал-анвар. Т. 1, с. 107; ал-Хисал. Т. 2, с. 427; Ма‘ани ал-ахбар, с. 312. Перевод на перс. яз. из: Хекмат-наме-йе имам Хусейн. Т. 1, с. 19, 21.

[2] Нузхат ан-назир, с. 84.

[3] Бихар ал-анвар. Т. 75, с. 127.

[4] Бихар ал-анвар. Т. 82, с. 214; Мухадж ад-да‘ват, с. 48.

[5] Хайат ал-имам ал-Хусейн. Т. 1, с. 18.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.