История Фадака

Узурпация Фадака является событием в истории ислама, в котором Абу Бакр ибн Абу Кухафа после кончины пророка (с) узурпировал Фадак принадлежащей Фатиме Захре (а). Абу Бакр обратился к хадису пророка (с), который передал он сам. Абу Бакр сказал, что пророк (с) сказал: «Поистине, мы пророки не оставляем наследства, а всё что остаётся после нас является милостыней», но Фатима Захра (а) ответила, что пророк (с) подарил ей Фадак перед своей кончиной. Фатима также взяла в качестве свидетелей Имама Али (а) и Умм Айман. Согласно мнению шиитских учёных и некоторых учёных ахли сунны, пророк Мухаммад (с) подарил Фадак Фатиме (а) в то время когда был ниспослан аят Зуль-курба, в котором посланнику Аллаха (с) было приказано дать Зуль-курба их право (хакк).

Передаётся риваят о том, что Абу Бакр не бумаге подтвердил собственность Фатимы Захры (а) на Фадак, но Умар ибн аль-Хаттаб взял этот документ у Фатимы (а) и разорвал его. Согласно другому риваяту Абу Бакр не принял свидетелей Фатимы (а). Когда она обнаружила, что все её усилия оказались безрезультатными, её светлость пошла в мечеть пророка (с) и выступила с речью там. В этой проповеди, известной как проповедь аль-Фадакия, она рассказала об узурпации халифата, а также разъяснила, что слова Абу Бакра о том, что пророки не оставляют наследства противоречат аятам Корана. Её светлость Фатима (а) отложила свой спор с Абу Бакром до судного дня, оставив это на Божий суд. После этого тяжёлого события она разгневалась на Абу Бакра и Умара и до конца своих дней была рассержена на них.

Фадак принадлежал пророку (с) со времени перемирия между мусульманами и иудеями в битве Хайбар. Посланник Аллаха (с) подарил Фадак своей дочери Фатиме (а), но после его кончины Фадак был захвачен первыми халифами, а после передавался из рук в руки последующим хорошо из числа Омейядов и Аббасидов. Тем не менее, некоторые халифы, как Умар ибн Абд аль-Азиз (из числа Омейядских) и Ма’мун (из числа Аббасидских) вернули Фадак или его доходы потомству Фатимы (а).

История Фадака

Фадак был плодородной местностью, недалеко от Хайбара на территории Хиджаза в 160 километрах от Медины. Иудеи жили там и благодаря своему стратегическому расположению они построили вокруг него свои за́мки. После того как пророк (с) завоевал оазис под названием Хайбар и их за́мки во время битвы при Хайбаре, иудеи, жители за́мков и ферм, послали некоторых своих представителей к пророку (с) для того чтобы заключить перемирие и дали своё согласие на передачу половины своих земель пророку (с) и обговорили, что всякий раз когда посланник Аллаха (с) пожелает, они покинут Фадак. Таким образом пророк Ислама (с) заполучил Фадак без войны.

Говорят, что в Фадаке было много ферм, садов и пальмовых садов . Ибн Аби аль-Хадид (суннитский учёный) привёл сообщение от одного из больших шиитских шейхов о ценности пальмовых деревьях Фадака. «Пальм в Фадаке было столько же, сколько пальм в городе Куфе сегодня и были в Фадаке обширные пальмовые сады».

Владение Фадака пророком

Учёные хадисоведы и биографы соглашаются с тем, что Фадак был прерогативой пророка (с), потому что он никогда не был завоёван (открыт) посредством войны . Согласно шестому и седьмому аяту Корана суры «Хашр» (59: 6-7), имущество приобретённое без боевых действий, называется «фей» и посланник Аллаха (с) имел право распорядится этим так как считал нужным и подарить (вверить) его целесообразно .

Аят Зуль-курба и Фадак в качестве подарка Фатиме

Все шиитские муфассиры (толкователи) и группа хадисоведов из ахли сунны сообщили, что когда был ниспослан аят:

وَءَاتِ ذَا ٱلْقُرْبَىٰ حَقَّهُۥ»И отдавай родственнику его право»… (Сура 17, аят 26)[13].

Пророк (с) подарил Фадак своей дочери Фатиме (а). Среди суннитских учёных Джалал ад-Дин ас-Суюти в тафсире «аль-Дурр аль-Мансур», Муттаки аль-Хинди в книге «Канз аль-Уммаль, Са’ляби в тафсире «аль-Кашф ва аль-Баян», Хаким аль-Хаскани в «Шавахид аль-Танзиль», Кундузи аль-Ханафи в «Йанаби аль-Мавадда» и многие другие передали этот хадис . Когда Ма’мун, Аббасидский халиф, приказал вернуть Фадак потомству Фатимы (а), он признал, что подарок этот во времена пророка (с) был ясным и признанным велением.

Узурпация

До смерти пророка (с) Фадак принадлежал Фатиме (а) и некоторые люди работали там в качестве наёмных рабочих . После известных событий под навесом (сакифа), когда Абу Бакр достиг правления халифатом, он объявил, что Фадак не является чьей-либо собственностью и конфисковал его для своего правления. Владение Фадаком не было возвращено семейству пророка «ахль аль-бейт» (а) также во времена правления Умара и Усмана.

Говорится, что первый халиф в дополнение к Фадаку также забрал у Фатимы (а) семь садов (хаваит ас-саб’а). Передаётся, что сады принадлежали Мухайрику еврею принявшему Ислам и пожелавшему, чтобы его сады были переданы пророку (с), если он погибнет на поле битвы. Он принял мученическую смерть в битве при Ухуде и посланник Аллаха (с) подарил эти семь садов вместе с Фадаком своей дочери Фатиме (а).

Жалоба Фатимы (а)

После узурпации Фадака, её светлость Госпожа Фатима (а) отправилась к Абу Бакру и поговорила с ним о возвращении Фадака. В содержании этого разговора, который был передан в исторических источниках и различных риваятах с небольшими отличиями упоминается, что когда Госпожа Фатима (а) попросила вернуть ей владение над Фадаком, Абу Бакр сказал, что слышал от пророка то, что имущество его (с) должно быть передано мусульманам и он (с) не оставляет наследство. В ответ на это её светлость Фатима (а) сказала ему, что мой отец (с) подарил мне это имущество, так что это не наследство. Абу Бакр попросил свидетелей у Фатимы (а) в подтверждении её слов. Согласно некоторым источникам, Имам Али (а) и Умм Айман засвидетельствовали правдивость слов Фатимы (а), а согласно другим источникам, Умм Айман, одна из освобождённых невольниц пророка (с), засвидетельствовала это. Согласно третьим источникам, Имам Али (а), Умм Айман, Имамы Хасан и Хусейн (а) пришли в качестве свидетелей. В конце концов Абу Бакр принял это и написал указ о том, чтобы никто не посягал на Фадак. Когда её светлость Фатима (а) вышла из собрания, Умар ибн аль-Хаттаб увидев её, вырвал документ с этим указом и разорвал его в клочья. Согласно некоторым суннитским источникам Абу Бакр не принял свидетелей Фатимы (мир с ней) и попросил двух мужчин засвидетельствовать это.Суннитский учёный ибн Аби аль-Хадид сказал: «Я спросил ибн Фарики, учителя в Багдаде, разве Фатима Захра (а) правду говорила? Ибн Фарики сказал: «Да». Я спросил: «Тогда почему Абу Бакр не вернул ей Фадак»? Он сказал: «Если бы он сделал это, она заявила бы о халифате своего мужа уже на следующий день. Вот поэтому Абу Бакр не мог принять её слова и свидетелей в отношении Фадака, так как после пришлось принять бы её слова и о халифате её мужа». Ибн Аби аль-Хадид в продолжении написал: «Хотя ибн Фарики эту речь сказал в шутку, он был прав».

Исторические источники также повествуют о выкидыше его светлости Мухсина (а) в случае нападения на дом Фатимы (а), есть книга «аль-Ихтисас» написанная шейхом Муфидом. В ней он упомянул об этом, когда её светлость Фатима (а) выражала протест против присвоения Фадака. Шейх Муфид писал, что когда Умар попросил указ Абу Бакра о Фадаке у её светлости Фатимы (а), она не дала документ ему, он ударил её ногой в то время когда Фатима (а) была беременна Мухсином (а) и этим ударом он вызвал выкидыш Мухсина (а)

Затем Умар дал ей пощёчину и забрал написанное и порвал его.

Жалоба Имама Али (а)

Сообщается, что после узурпации Фадака, Имам Али (а) отправился в мечеть пророка (с), по причине захвата того, что подарил Фатиме посланник Аллаха (с). Абу Бакр потребовал от Имама Али (а) свидетеля в доказательство того, что Фадак принадлежит Фатиме (а). Имам Али в ответ сказал, что если что-либо находится в чьей-то руке, а другое лицо заявляет о праве распоряжаться этим по своему усмотрению, то именно второе лицо обязано представить доказательства, а также свидетелей на свою правоту. Поскольку Фадак уже находился в руках её светлости Фатимы (а), ей не нужно приводить свидетелей на своё право распоряжаться своей же собственностью.

Имам Али (а) продолжив, зачитал аят «Татхир» и взял у Абу Бакра признание того, что этот аят был ниспослан об ахли бейт (а). Затем Имам (а) спросил у Абу Бакра: «Если два свидетеля скажут тебе, что Фатима (а) совершила скверный поступок, что ты сделаешь в таком случае?». Абу Бакр сказал: «Я применил бы наказание в отношении неё». Амир аль-Му’минин (а) сказал: «В таком случае ты предпочёл бы свидетельство людей над свидетельством Аллаха и стал бы кафиром (неверным)». В это время люди разрыдались, а после разошлись. Сообщается, что Али повелитель правоверных (а) также написал Абу Бакру угрожающее письмо, в котором предупредил его о последствиях узурпации Халифата и Фадака.

Аргумент Абу Бакра

Сообщается, что после просьбы её светлости Фатимы (а) вернуть ей Фадак, Абу Бакр сказал: «Я слышал как пророк (с) сказал: «Мы пророки не оставляем наследство, а всё что остаётся после нас является милостыней».» В ответ на это Фатима (а) указала на аяты Корана и в своей проповеди известной как проповедь аль-Фадакия её светлость Фатима (а) разъяснила то, что аргумент Абу Бакра противоречит священному Корану. В дополнение к этому шиитские учёные считают, что аргумент Абу Бакра также противоречит священному писанию и никто из сподвижников пророка (с) кроме самого Абу Бакра этого не передавал.Что касается других рассказчиков, которые передавали подобное сообщение, то все они передавали его от Абу Бакра. Суннитский учёных ибн Аби аль-Хадид также придерживался этой точки зрения.

Сообщается, что когда Усман ибн Аффан стал халифом, к нему пришли Айша и Хафса и они попросили дать им то, что давали им их отцы (первый и второй халифы), но Усман в ответ сказал им: «Клянусь Аллахом, я не дам вам ничего… Разве вы двое не свидетельствовали перед вашими отцами, что пророки (а) никогда не оставляют наследство? Однажды вы дали такое свидетельство, а сейчас хотите от меня получить наследство пророка?».

Проповедь аль-Фадакия

После того, как безрезультатно оказалась жалоба её светлости Фатимы (а) на Абу Бакра, она пошла в мечеть пророка (с) и выступила с проповедью перед собранием сподвижников посланника Аллаха (с), чтобы прояснить сложившуюся ситуацию и вернуть своё право на Фадак. В этой проповеди известной под названием аль-Фадакия Госпожа Фатима (а) рассказала об узурпации халифата разоблачив позицию Абу Бакра и подняла вопрос о том, по какому праву он лишил её наследства её отца (с) и разве в аяте Корана так сказано? Она привела коранические аяты о том, что пророки (а) оставляли наследство. После всех попыток которые не дали результата, её светлость Фатима сказала, что оставляет всё это на Суд Божий в великий День и спросила у сподвижников пророка (с): «Почему вы молчали и не восстали против притеснения и гнёта, что учинили нам?». Её светлость Госпожа Фатима (а) открыто сказала, что они (Абу Бакр и его окружение) нарушили свою клятву, и в конце проповеди она (а) назвала вечным позором их дело, результат которого будет адский огонь.

Недовольство Фатимы (а) до конца жизни

В дополнение к шиитским источникам суннитские источники также сообщают, что Фатима аз-Захра (а) была сильно рассержена на Абу Бакра и Умара после тяжёлых событий связанных с Фадаком и этот гнев оставался вплоть до конца её мученической гибели. Передаётся, что: «Фатима, дочь Пророка была рассержена и отвернулась от Абу Бакра до конца своей жизни». Есть и другие хадисы с подобным смыслом в суннитских источниках. Также сообщается, что Абу Бакр и Умар решили встретиться с Фатимой, чтобы добиться её расположения (довольство), но Фатима (а) не позволила им. Затем они посредством Имама Али (а) встретились с Фатимой (а). На этой встрече Фатима (а) указала им на хадис Пророка (с), согласно которому: «Довольство Фатимы — моё довольство, а гнев Фатимы — мой гнев, так что если кто-то любит Фатиму, он любит меня, а если кто-то вызывает довольство Фатимы, вызывает моё довольство и если кто-то гневает её, он гневает меня».

Заметка. В конце концов Фатима (а) не простила их.

Время халифата Амир аль-Му’минина и позиция Имама (а)

Когда Имам Али (а) принял халифат по настоянию народа, он не пытался вернуть Фадак его владельцам и в повествовании упоминается об этом. Так как на то время уже её светлость Фатима аз-Захра (а) и Абу Бакр скончались, Имам (а) отказался (не прилогал усилий) вернуть Фадак. Имам (да будет мир с ним) полагал, что захват Фадака был приобретён незаконным путём и оставил это Богу, чтобы Он рассудил захватчиков. В источниках есть различные сообщения (риваяты) о том, что сам Имам (а) в своей проповеди сказал относительно возвращения Фадака. Он (а) сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я приказал, чтобы Фадак возвратили потомкам Фатимы (а), то люди непременно рассеялись бы вокруг меня». Кроме того, в хадисе от Имама Садыка (а) упоминается: «В этом деле Имам Али (а) следовал за пророком (с), поскольку в день завоевания Мекки пророк (с) не вернул себе свой дом, который ранее у него несправедливо отобрали».В письма Имама Али (а) Усману ибн Ханифу, Амир аль-Му’минин (а) объяснил свою позицию о Фадаке и о его суждении (во времена правления Абу Бакра). Он написал: «Фадак был нашей единственной собственностью в то время как некоторые люди завидовали этому. Бог лучший Судья. Что мне делать с Фадаком или другими вещами, ведь завтрашнее место — могила»..

Возвращение Фадака потомкам Фатимы (а) в определённый исторический период

После первых трёх халифов Фадак также находился в руках других правителей (халифов) в период Омейядов и Аббасидов и только в нескольких случаях был возвращён потомкам Фатимы (а). Первый случай произошёл во времена правления Умара ибн Абд аль-Азиза. Второй, во времена Абу аль-Аббаса аль-Саффаха. Третий, во времена Махди аль-Аббаси. И четвёртый случай, во времена правления Ма’муна. После халифа Ма’муна, Мутаваккиль Аббаси выдал приказ о том, чтобы вернуть владение над Фадаком в состояние предшествующее приказу Ма’муна. В большинстве книг по истории ничего не говорится о земле Фадака после халифата Ма’муна.

Анализ некоторых шиитских учёных

Сейид Мухаммад Бакир ас-Садр в своей книге «Фадак фи Тарих» (Фадак в истории) обсуждает поднятие Фатимой (а) темы Фадака как политическое движение, которое представляет собой борьбу ислама и имана (веры) против неверующих и лицемеров. Но считает, что Фадак является символом важной цели и полномоштабной революции против правительства того времени, которое было основано под навесом (сакифа) тремя людьми, Абу Бакром ибн Абу Кухафой, Умаром ибн аль-Хаттабом и Абу Убейдой ибн аль-Джаррахом. Если бы её светлость Фатима (а) хотела вернуть Фадак только а качестве своего наследия, она безусловно смогла бы привести свидетелей в достаточном количестве из числа мусульман шиитов — последователей семейства пророка (с). Согласно анализу предоставленному Бакиром ас-Садром, Госпожа Фатима аз-Захра (а) уверенно продемонстрировала свою оппозицию правительству, которую можно выразить в пять этапов:

1. «Отправка своего представителя к Абу Бакру с требованием вернуть её наследство (включая Фадак и другие вещи) и указать на то, что Фадак был частью её наследства прежде чем сказать, что её отец, Посланник Аллаха (с) подарил это Фатиме (а) в качестве подарка».

2. «Прямое участие и твёрдый разговор с Абу Бакром».

3. «Выступление с проповедью в Масджид ан-Наби (в мечети пророка) через десять дней после кончины посланника Аллаха (с)».

4. «Выступление с речью перед женщинами Мухаджиров и Ансаров, когда она находилась в болезненном состоянии».

5. «Краткий разговор с Абу Бакром и Умаром, в котором говорилось о том, что она разгневалась на них, и они пришли для того, чтобы добиться её расположения так как знали, что она (а) не желает того, чтобы на её похоронах принимали участие те, кто угнетал её.

Анализируя проповедь «аль-Фадакия» Шахиди пишет: «Очевидно то, что она (а) не произносила свою проповедь для того, чтобы вернуть себе финиковые пальмы и стоги пшеницы. Семья, отдающая единственную пищу которая нужна им самим для того, чтобы накормить голодных, не будет расстраиваться из-за опустевшегося желудка. Она (а) лишь хотела сохранить ту традицию (сунну) и справедливость в живом виде. Она (а) остерегалась того, что мысли эпохи джахилии (неведения), которые были скрыты под покровом Ислама вновь всплывут и возникнут новые племенные распри».

Автор книги «Алям ан-Ниса» рассказывает от Али ибн Муханна аль-Аляви, что Абу Бакр и Умар удерживали Фадак у Фатимы (а) потому что боялись того, что Имам Али (а) приобретёт силу став могущественным и бросит вызов их халифату.

Источник: https://ru.wikishia.net

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.