Имам Махди (а)

Краткая биография
Говоря о настоящем имени имама Махди (а), нужно заметить, что святые имамы удерживали своих приверженцев от произношения настоящего имени двенадцатого имама. Они говорили, что его зовут так же, как и Пророка и он имеет одинаковую с ним конью*[1], и этот запрет будет действителен до тех пор, пока он не явится людям (после великого сокрытия) [2]. Наиболее из известных его эпитетов: «Махди», «Каим», «Худжат», «Бакиятуллах». Его отцом был одиннадцатый имам – его светлость имам Хасан Аскари (да будет мир с ним!), а матерью – госпожа Нарджис (да будет мир с ней!), внучка византийского императора. Родился имам Махди (а) в пятницу 15 ша’бана, в 255 году лунной хиджры в городе Самарра в Ираке. Учитывая, что сейчас 1423 год лунной хиджры, его светлости Махди уже 1168 лет и жизнь его будет продолжаться до времени, назначенного Аллахом. И однажды по велению Его он явится и наполнит мир справедливостью и правосудием.

Махди – мессия в религиях мира
Вера в имама Махди Обещанного (а), являющегося божественным спасителем мира, встречается во многих религиях. Не только шииты, но и сунниты, и даже представители других религий, таких как христианство, зороастризм, индуизм признают и ожидают прихода великого, божественного реформатора – мессию. В книге «Дид», считающейся священной у индусов, приводится: «…после развращенности мира в последние времена появится царь, который станет предводителем народов. Имя ему — Мансур[3] (тот, кому будет оказана помощь), он покорит весь мир и подчинит его своей религии, будет знать каждого верующего и неверного, и исполнится всё, что ни пожелает он от Бога»[4]. Кроме того, в книге «Джамасб», написанной учеником Зороастра, говорится: «…Выйдет мужчина из земли арабов, (происхождением) от сынов Хашима, имеющий крепкое телосложение и большую силу, исповедующий религию своего прадеда…он вступит в Иран с большим войском, устроит благополучие и заполнит землю справедливостью, в результате этой справедливости волк будет рядом с овцой пить воду»[5]. В религиозной книге зороастрийцев «Зонд» приводится: «И тогда великая победа будет на стороне изадов – духов света и добра, и уничтожат ахриманов – духов тьмы и зла. Вся власть ахриманов – на земле, и не могут они взойти на небо. После победы изадов и свержения рода ахриманов мир достигнет истинного благополучия, а сын Адама воссядет на престол счастья»[6]. Так же в «Торе» в книге «Бытие» рассказано о двенадцати имамах, которые произойдут от рода Пророка Исмаила: «И об Измаиле Я услышал тебя: вот Я благословлю его, и возвращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ»[7]. В Псалтыре (Маземире) Давуда говорится: «…а праведников подкрепляет Господь. Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек»[8]. В священном Коране (21:105) приводится: «Мы уже предначертали в Псалтыре (Давуда)[9] после того, как изрекли [людям] назидание (Зикр, т.е. Тору)[10], что земля достанется в наследство Моим праведным рабам». А так же в суре «Нур» («Свет»), аяте 55: «Тем из вас, кто уверовал и вершил добрые дела, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками на земле, подобно тому, как Он сделал преемниками тех, кто был до них; [обещал] что укрепит их веру, которую Он одобрил для них, что Он вселит в них спокойствие, после того, как они испытали страх; [обещал тем, которые] поклоняются Мне, не признают наряду со Мной других богов…». Другой аят гласит: «Но нам было угодно оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками на земле»[11]. Вышеприведенные аяты свидетельствуют о том, что, в конце концов, власть над миром перейдет в руки достойных рабов Бога, это наследие достанется им, и они станут предводителями человечества. Если сегодня люди сбились с пути истины и божественной дороги, опустившись до самых глубин пропасти распутства и безнравственности, значит, до конечной стадии этого упадка осталось совсем немного и очень скоро людская совесть проснется. Тогда человек поймет, что он не может создать и укрепить в мире порядок, справедливость и всеохватывающее счастье, опираясь на свои силу, ум, идеи, технику или материальные науки. Поймет, что у него нет другого выхода, кроме как основывать свои отношения на почве веры, божественного откровения, повиновения руководству Бога. И только повинуясь божественному спасителю мира, можно спасти себя из пучины опасностей, пройти путь совершенства и на основе справедливости установить всемирное государство с безопасностью, миром, чистосердечностью и искренностью.

Махди Обещанный (а) в исламских источниках
Пророк Ислама и непорочные имамы многократно сообщали о его светлости Махди (а), о его длительном сокрытии, восстании и других событиях, связанных с ним. Многие последователи и приверженцы имамов сохранили и передали эти хадисы. Так, автор книги «Аль имам аль Махди» приводит имена пятидесяти сподвижников Пророка и пятидесяти табиинов*, которые передали хадисы, относящиеся к имаму Махди (а)[12]. Многие великие поэты за десятки, а некоторые и за сотню лет до рождения святого имама Махди (а) излили содержание таковых хадисов в своих стихах. Кумайт – шиитский поэт и храбрый борец за правду, скончавшийся в 126 году лунной хиджры, в присутствии имама Бакира прочел стихотворение об имаме Махди Обещанном и спросил о времени его восстания[13]. Исмаил Химьяри, скончавшийся в 173 году лунной хиджры, после того, как удостоился чести встретиться с имамом Садыком и, найдя с его помощью путь истины, прочел длинную хвалебную оду. Вот некоторые её куплеты: «Я призываю в свидетели своего Господа, что слово твоё, (о, имам Садык) является аргументом для всех людей, будь они послушными рабами Аллаха или грешниками. Что (изрек ты) воистину, у властелина Времени, которого жаждет душа моя, будет сокрытие. Несомненно, он сокроется. Да будет мир Аллаха над сокрывшимся. Он задержится на некоторое время, а потом появится однажды. И тогда заполнит справедливостью весь Восток и Запад»[14]. Де’бель Хуза’и известный и талантливый поэт третьего века хиджры (скончавшийся в 246 году) в присутствии имама Ризы прочел такую поэму: «Если бы не стало того, на что я надеюсь, что свершится сегодня или завтра, то от тоски и печали у меня разорвалось бы сердце. Надежда та – восстание имама, который, несомненно, восстанет. Поднимется он на борьбу с именем Аллаха. Среди нас отделит он всю правду ото лжи, и свершит возмездие и даст награду»[15]. Когда Де’бель закончил эти куплеты, имам Риза поднял голову и изрек: «О, Хуза’и, эти стихи на твои уста низвел святой дух». После этого имам сказал: «Знаешь ли, кто тот имам?» Де’бель ответил: «Не знаю. Я лишь слышал, что имам из вашего семейства поднимет восстание и заполнит землю справедливостью и правосудием». Имам Риза сказал: «О, Де’бель, имамом после меня является мой сын Мухаммад (имам Джавад, после него – его сын – Али (имам Хади), затем его сын – Хасан (имам Аскари и после Хасана – его сын – имам Времени, которого будут ждать из сокрытия, а во время появления ему будут подчиняться. И если до конца света останется не более одного дня, Аллах продлит этот день до тех пор, пока не восстанет имам Времени и не заполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она будет переполнена злом и притеснениями»[16]. Другие поэты, жившие во времена имамов, или их ученики в своих стихах тоже прямо или косвенно указывали на его светлость Махди[17]. Часто случалось, что у святых имамов спрашивали, не они ли являются обещанным имамом Времени. И тогда имамы подробно разъясняли им, кто такой имам Времени на самом деле. К тому же, вследствие распространенности таких хадисов, некоторые люди еще до рождения 12-го имама ложно утверждали, что именно они являются Махди или им приписывали этот титул, злоупотребляя этим в своих целях. Так, сторонники школы «Кисания» еще за два века до рождения имама Времени считали им Мухаммада Ханафию. Они были убеждены, что Мухаммад Ханафия скрылся от людских взоров и однажды появится. Свои убеждения они основывали на многочисленных хадисах об исчезновении имама Махди, переданных от Пророка и предыдущих имамов[18]. Или же аббасидский халиф Махди Аббаси называл себя Махди Обещанным, дабы использовать ожидание народа в свою пользу. Многие суннитские ученые, а также шиитские в своих книгах перечислили хадисы и предания, относящиеся к его светлости Махди[19]. «Муснад» Ахмада ибн Ханбала (скончавшегося в 241 году л. хиджры) и «Сахих Бухари», написанный Бухари (скончавшимся в 256 году л. хиджры), являются одними из самых достоверных суннитских книг. Эти книги, написанные до рождения имама Времени (да ускорит Аллах его пришествие!) наряду с другими хадисами, содержат предания о 12-ом имаме Махди[20]. Книга «Машиха» Хасана ибн Махбуба является одной из шиитских книг. По свидетельству покойного Табарси она была написана более чем за сто лет до большого сокрытия имама Времени (а)[21] и в ней приведены хадисы, предсказывавшие его великое сокрытие[22]. Кроме того, он поясняет, что шиитские хадисоведы, жившие во времена имамов Бакира и Садыка в своих трудах привели предания, относящиеся к сокрытию[23]. Так же группой суннитских и шиитских ученых были написаны отдельные книги[24] об имаме Махди Обещанном (а), причем некоторые из которых были написаны еще до его рождения. Раваджини (скончавшийся в 250 году л. хиджры) является одним из суннитских ученых, который написал книгу «Ахбар аль Махди» еще до того, как имам Времени (а) появился на свет[25]. Некоторые сподвижники имамов, такие как Анмати и Мухаммад ибн аль Хасан ибн Джумхур тоже до рождения имама Времени написали книгу о нем и его сокрытии[26]. Предания и хадисы, относящиеся к двенадцатому имаму настолько многочисленны, что в исламской тематике не встретить тему с таким количеством хадисов. Достоверность этих хадисов с точки зрения и шиитов и суннитов неоспорима. И шиитские и суннитские ученые подтверждают достоверность и многочисленность их передатчиков[27] (таватур*). Так, Сиджи – автор книги «Манакиб аш-шафи’и» (скончавшийся в 363 году л. хиджры) пишет: «Хадисы, относящиеся к его светлости Махди и переданные от уважаемого Пророка Ислама достигли степени таватур»[28]. Автор книги «Имам Махди» пишет: «Если перечислить все хадисы об имаме Махди, дошедшие до нас от шиитов и суннитов, то в общем итоге мы натолкнемся на цифру более шести тысяч. Бесспорно, это большая цифра. Даже о большинстве элементарных положений Ислама, в которых мусульмане не допускают малейших сомнений, не передано такого количества хадисов»[29]. На этом основании можно сказать, что мусульмане еще с раннего периода Ислама были знакомы с предсказаниями о восстании Махди Обещанного (а), и последователи Ахл аль Байт имели очень твердые убеждения по этому поводу. В преданиях подчеркивается, что он из Хашимитов, потомков Фатимы и из рода Предводителя шахидов – имама Хусейна. Имя отца – Хасан. Его имя и конья, подобны имени и конье дорогого Пророка. Он родится в тайне, и будет жить в тайне, у него будет два сокрытия, одно из которых кратковременное, а другое — продолжительное. И он будет пребывать в сокрытии до тех пор, пока не прикажет Аллах. И по приказу Его он восстанет на борьбу, распространит исламскую религию на весь мир и после длительного зла и притеснений, царивших в мире, заполнит его справедливостью и правосудием. В этих хадисах излагаются даже физические, личностные и другие особенности, относящиеся к нему. Приведем несколько хадисов.

Хадисы из суннитских книг:
1. Пророк по поводу неизбежности появления его светлости Махди изрек: «Если даже до Судного дня останется не больше одного дня Всевышний Аллах все же пошлет мужа из нашего рода, который заполнит мир справедливостью и правосудием также, как он будет переполнен злом и притеснениями»[30]. 2. Пророк изволил сказать: «Судный день настанет не раньше, чем мужчина из моего семейства возьмет власть в руки. У него будет то же имя, что и у меня»[31]. 3. Пророк изрек: «Воистину, Али – имам этой уммы (исламской общины) после меня, а когда появится Махди Обещанный из его потомков, то заполнит землю правосудием и справедливостью так же, как она будет переполнена притеснениями и несправедливостью. Клянусь тем, кто воистину послал меня благовестителем и увещевателем — те, кто во время сокрытия останутся твердыми (в вере и убеждениях), несомненно, будут более редкими, чем всякая редкостная и ценная вещь». Джабир – сподвижник Пророка, услышав эти слова, встал и спросил: «О, Пророк Аллаха! Разве у Вашего потомка будет сокрытие?» Пророк ответил: «Да, клянусь Творцом! Верующие подвергнутся испытанию и закалятся, а неверные погибнут. О, Джабир, это явление одно из дел Аллаха и тайна из его тайн, которую Он скрыл от своих рабов. Остерегайся сомневаться в этом, ибо сомнение в делах Всевышнего есть неверие»[32]. 4. Умм Салама говорит: «Уважаемый Пророк Ислама вспоминал о Махди Обещенном и говорил: «Да! Он – истина и будет из рода Фатимы»[33]. 5. Салман Фарси говорит: «Я пришел к Пророку. Он, усадив Хусейна ибн Али к себе на колени и, осыпая его поцелуями, говорил: «Ты – господин, сын господина и брат господина. Ты – имам, сын имама, брат имама. Ты – худжат* Аллаха, сын худжата Аллаха, брат худжата Аллаха, и ты – отец девяти худжатов Аллаха, девятый из которых Каим»[34]. 6. Имам Риза изрек: «Достойный сын Хасана ибн Али Аскари – Хозяин Времени, тот самый Махди Обещанный»[35]. 7. Пророк Аллаха изрек: «Я сообщаю вам добрую весть о Махди. Он выступит в моей умме, в то время как она будет в разногласиях и колебаниях. Он заполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она будет переполнена несправедливостью и притеснениями. Жители небес и земли будут довольны и удовлетворены им…»[36] 8. Имам Риза сказал: «Тот, кто не имеет богобоязненности, тот не имеет религии. Воистину, самый уважаемый Аллахом среди вас тот, кто является самым богобоязненным» — затем имам продолжил «Четвертый потомок из моего рода — сын госпожи невольниц*. Аллах посредством его очистит землю от всяких притеснений и несправедливости и он (Махди) – тот самый, в рождении которого будут сомневаться люди и он имеющий сокрытие. Когда он восстанет, мир озарится светом Аллаха, и будут установлены весы справедливости среди народа, так, что никто не причинит зла другому…»[37] 9. Повелитель правоверных имам Али сказал: «Аллах приведет группу людей, любящих Его и любимых Им. И тот среди них достигнет царства Его, кто будет одиноким и скрытым. Он – тот самый Махди Обещанный… он без труда заполнит землю справедливостью и правосудием. В детстве он разлучится с отцом и матерью… и с безопасностью покорит мусульманские города, ведь время для него будет подготовленным. Его слову будут подчиняться и стар, и млад, и все будут повиноваться ему. Он заполнит землю справедливостью и правосудием также, как она будет переполнена злом и несправедливостью. Тогда его имамат достигнет совершенства, а власть упрочится. Аллах поднимет тех, кто находится в могилах. Они проснутся тогда, когда не будут уже лежать в них. Земля благодаря Махди станет благоустроенной и процветающей: будут течь реки, искоренятся смута, смятение и разбой. Умножатся блага и изобилия, и я не вижу нужды говорить о том, что будет после этого и да будет миру того времени мое приветствие!»[38]

Несколько хадисов из шиитских книг:
1. Имам Садык сказал: «Люди потеряют своего имама, однако он будет присутствовать во время хаджа и будет видеть людей, но они его не увидят»[39]. 2. Асбаг ибн Нубата приводит: «Я удостоился чести посетить Повелителя правоверных его светлость Али и увидел его погрузившимся в мысли и водившим по земле пальцем. Я спросил: «Почему я вижу Вас задумавшимся? Разве Вас тянет к земному?» Имам ответил: «Нет! Клянусь Аллахом, у меня никогда не было стремления к земному и мирскому, я задумался о том, кто родится из моего рода, он – одиннадцатый из моих потомков – Махди, тот самый, который заполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она будет переполнена несправедливостью и притеснениями. У него будет сокрытие, и он изумит всех, от чего одни впадут в заблуждение, а другие найдут истинный путь…»[40]. 3. Имам Садык изрек: «Если до вас дойдет весть о том, что имам Времени сокрылся, то не отрицайте его сокрытия»[41]. 4. Имам Садык также сказал: «У Каима будет два сокрытия: одно кратковременное, а другое – долгое. При первом сокрытии никто, кроме избранных сторонников семейства Пророка не будет знать его местонахождения, а во время второго сокрытия, никто кроме избранных друзей»[42]. 5. Имам Садык изрек: «Когда восстанет Каим, у него не будет союза с кем-либо, обязательств перед кем-либо и не присягнет он никому»[43]. 6. Пророк изволил сказать: «Каим – из моих потомков. У него будет то же имя и та же конья, что и у меня. Он будет сходен со мной чертами лица, образом, сунной и действиями. Он склонит народ к шариату и моей религии и призовет к книге моего Творца. Каждый, кто подчинится ему, тот подчинится мне и каждый, кто будет сопротивляться ему, тот будет сопротивляться мне и каждый, кто будет отрицать его сокрытие, тот отрекся от меня»[44]. 7. Четвертый имам Зейн Аль Абидин изрек: «В имаме Махди из нашего рода есть сходства с Пророками Аллаха: с Нухом (Ноем) (а) долголетием, с Ибрахимом (Авраамом) (а) таинственным образом рождения и отдаленностью от людей, с Мусой (Моисеем) (а) спасением, с Исой (Иисусом) (а) разногласиями людей о нем, с Айюбом (Иовой) (а) облегчением после напастей трудностей и с Мухаммадом (с) восстанием мечом»[45]. 8. Имам Садык сказал: «Воистину, у Махди будет сокрытие, во время которого раб Аллаха должен быть богобоязненным и ухватиться за религию Аллаха»[46]. 9. Имам Садык также сказал: «Для людей настанет время, когда их имам сокроется». Зурара говорит: «Я спросил у имама: «Каковыми же в то время будут религиозные обязанности людей?» Имам ответил: «Они должны держаться за то (религиозные обязанности, идеологию и положения), в чем находятся до тех пор, пока не выйдет к ним из сокрытия имам»[47]. 10. Имам Садык также сказал: «Это явление (появление имама и его восстание) не произойдет, пока не останется ни одного народа, который бы не властвовал над людьми с тем, чтобы никто не говорил: «Если бы правили мы, то обращались бы справедливо». И только после этого Каим восстанет истинно и справедливо»[48].

Источник: http://alhassanain.org

* Конья – имя, образованное путем прибавления к именам собственным арабских слов обозначающих отец, мать, сын или дочь. 
[1] «Камал ад-дин», шейх Садук, том 1, стр. 403, 404; том 2, стр. 49, 159, 160.
[2] «Бихар аль Анвар», том 51, стр. 31-34; «Усул аль Кафи», том 1, стр. 332, 333, «Глава о запрете произношения (его) имени»; «Камал ад-дин», том 2, стр. 2, 8, 49, 361, 362. По поводу произношения настоящего имени двенадцатого имама среди шиитских ученых существуют разные мнения. Так, группа из них, например шейх Ансари, считают это неодобрительным. Другие, как шейх Туси, считают это вообще запретным, а некоторые, такие как Хаджи Нури, утверждают, что настоящее его имя запрещено произносить на сборах и собраниях («Наджм ас-сакиб», стр. 48). 
[3] Покойный Мухаддис Нури в книге «Наджм ас-сакиб», ссылаясь на «Захир» и «Тазхир» приводит, что имя имама в книге брахманов «Дид» — «Мансур».
К тому же, в тафсире шейха Фурата ибн Ибрахима Куфи от его светлости имама Бакира приводится хадис, гласящий, что в комментарии к 33 аяту суры «Исра»: «… Если же кто убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей]…» имеется в виду имам Хусейн, т.к. он мученически погиб. В продолжении комментария к этому же аяту: «… но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]. Воистину, ему оказана помощь Аллахом» имам Бакир говорил, что Всевышний Аллах назвал имама Махди Мансуром, так же как Пророка Ахмадом, Мухаммадом, Махмудом, а Ису – Масихом, Мессией. («Бихар аль Анвар», том 51, стр. 30).
Возможно, что имам Махди назван Мансуром из того же смысла, что и в молитве «Зиярат Ашура», в которой мы читаем: «Я прошу у Аллаха, который возвысил и возвеличил твоё положение и из любви к тебе возвеличил меня, сделать моим уделом требование мести за твою кровь вместе с имамом Мансуром из семейства пророческого». («Наджм ас-сакиб», стр. 47). Также в молитве «Нудба», посвященной имаму Махди и читаемой каждую пятницу, есть такие слова: «Где тот Мансур, кому будет оказана помощь со стороны Аллаха против тех, кто преступит против него (имама)?»
[4] «Башарат Ахдайн», стр. 245.
[5] «Башарат Ахдайн», стр. 258 так же в примечании на стр. 243 говорится, что авторы исторических книг и биографий знаменитых людей пишут, что Джамасб брат Гештасба сына Лахрасба некоторое время был учеником Зороастра. Так же нужно отметить, что приведенное в книге «Джамасб» встречается и в наших хадисах. Так, хадис от Повелителя правоверных – имама Али, приведенный в книге «Хисал» шейха Садука. («Мунтахаб аль Асар», стр. 473-474).
[6] «Башарат Ахдайн», стр. 238.
[7] «Бытие», 17:20.
[8] Псалтырь, 36:9; 36:11; 36:17; 36:22; 36:28,29. Маземир Давуда это и есть Забур. Это приводится в арабских переводах Торы. Об этом сказано и в словаре «Аль Мунджид». 
[9] В 55 аяте суры «Исра» сказано: «Мы дали Забур Давуду».
[10] Обратитесь к аятам 7 и 48 суры «Пророки», где «Тора» названа «Зикром».
[11] Коран, 28:5.
* Табиины — ученики сподвижников Пророка.
[12] «Аль Имам аль Махди», Али Мухаммад Дахил, стр. 40-47. И в книге «Навиде Амн ва Аман», на стр. 91 приведены имена 33 сподвижников Пророка.
[13] «Аль Гадир», том 2, стр. 201-203, изд-во Бейрут, Ливан. 
[14] Там же, стр. 247. 
[15] «Аль Гадир», том 2, стр. 360; «Аль Фусул аль Мухимма», стр. 249, изд-во Неджеф, Ирак.
[16] «Аль Фусул аль Мухимма», стр. 251.
[17] Обратитесь к книге «Аль Махди», стр. 113.
[18] «И’лам аль Вара», стр. 443.
[19] В книге «Навиде Амн ва Аман», стр. 92-95 перечислены имена 106 ученых. Так же в книге «Аль Махди Мунтазар», Мухаммад Хасан Али Ясина, стр. 80-82 приведены имена 38 ученых. 
[20] «Исбат аль Худа», том 1, стр. 198-206. Так же см. «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, том 1, стр. 84, 99, 448; Один из хадисов в книге «Исбат аль Худа» гласит: «Я сообщаю вам добрую весть о Махди. Он выступит в моей умме в то время, как она будет пребывать в разногласии и колебании. Он заполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она будет переполнена несправедливостью и притеснением». Том 2, стр. 37.
[21] У двенадцатого имама было два сокрытия: 1 – малое (Гайбат аль Сугра), продолжавшееся с 260 по 329 год л. хиджры. 2 – великое сокрытие (Гайбат аль Кубра), начавшееся с 329 года (со времени кончины последнего из четырех представителей имама Махди), и продолжающееся по сей день.
[22] «И’лам аль Вара», стр. 444; «Исбат аль Худа», том 7, стр. 53.
[23] «И’лам аль Вара», стр. 443.
[24] В книге «Навиде Амн ва Аман», стр. 95 перечислены наименования 32 книг; так же в книге «Махдия Ахл аль Байт» приведены названия 41 книг суннитских и 110 книг шиитских ученых. В книге «Аль Махди аль Мунтазар» приведены названия 14 книг.
[25] «Аль Махди аль Мунтазар», стр. 21; «Аль Фихрист», шейх Туси, стр. 176, изд-во мешхедского университета.
[26] «Аль Фихрист», шейх Туси, стр. 284, 301.
[27] «Навиде Амн ва Аман», на стр. 90 приводятся имена 17 суннитских шейхов и ученых.
* Таватур – в науке «Основы законодательства» обозначает многократность передачи хадиса и многочисленность передатчиков.
[28] «Аль Махди аль Мунтазар», стр. 85. 
[29] «Имам Махди», стр. 66.
[30] «Муснад», Ахмад ибн Ханбал, том 1, стр. 99.
[31] Там же, стр. 376, 430.
[32] «Янаби’ аль Мавадда», стр. 494, издание 8, изд-во «Казимийя».
[33] «Мустадрак ала ас-сахихайн», том 4, стр. 557.
[34] «Янаби’ аль Мавадда», стр. 492.
[35] Там же, стр. 491.
[36] «Муснад», Ахмад ибн Ханбал, том 2, стр. 37.
* По преданиям мать двенадцатого имама была византийской принцессой, и после ее пленения мусульманскими войсками в одном из сражений попала в дом десятого имама Хади.
[37] «Янаби’ аль Мавадда», стр. 448.
[38] Там же, стр. 468. 
[39] «Усул аль Кафи», том 1, стр. 337.
[40] Там же, стр. 338. 
[41] Там же.
[42] Там же, стр. 340.
[43] Там же, стр. 342.
[44] «И’лам аль Вара», стр. 425.
[45] «Камал ад-дин», стр. 332, глава 31, хадис 3, изд-во «Ахунди».
[46] Там же, стр. 343, глава 33, хадис 25.
[47] Там же, стр. 350, глава 33, хадис 44.
[48] «Исбат аль Худа», том 7, стр. 327, 328, (Гайбат Ну’мани).

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.