Аббас ибн Али

Абальфазль Аббас ибн Али (араб. العباس بن علی‎‎) – один из шахидов  Кербелы, сподвижников имама Хусейна (а), убитых в день Ашура. Сын Али ибн Абу Талиба (а) и Фатимы бинт Хизам аль-Килябия (Умму ль-Банин), почитается мусульманами за его преданность сводному брату Хусейну ибн Али (а), его уважение к Ахль аль-Бейт. Аббас ибн Али был известен как величайший воин в Аравии, унаследовавший силу своего отца, Али ибн Абу Талиба (а).

Родственные связи

Помимо многочисленных сводных братьев, у Абальфазля Аббаса было трое родных (от той же матери): Абдулла ибн Али, Джафар ибн Али и Усама ибн Али (а). Он был женат на Любабе бинт Убайдулла, в этом браке у них родилось трое сыновей: Фадл, Касим и Убайдулла, по имени первого из которых Аббас ибн Али получил свою знаменитую кунью.

Роль в сражении при Кербеле

Предыстория

Незадолго до смерти в 680 г. н.э. первый халиф Омейядов Муавийя ибн Абу Суфйан передал бразды правления своему сыну Йазиду. Йазид обладал крайне негативной репутацией в исламской среде, поскольку был известен в качестве пьяницы и дебошира, который ввёл при дворе множество практик, противоречащих законам Шариата. Кроме того, в халифате усугубилось социальное неравенство и дискриминация неарабов по этническому признаку.

Когда Йазид был провозглашён халифом, Хусейна ибн Али ибн Аби Талиба (а), почитаемого шиитами-двунадесятниками в качестве третьего непорочного имама, неоднократно пытались принудить к даче присяги  Йазиду, однако он решительно отказывался. Когда имам Хусейн (а) находился в Мекке, ему поступало множество писем из разных городов, в которых люди, недовольные правлением Омейядов, призывали его возглавить их, став их руководителем. Хусейн ибн Али (а) решил откликнуться на воззвание жителей иракского города Куфы, обещавших ему 100 тысяч мечей в поддержку против Йазида. В то же время в Мекку были подосланы наёмные убийцы. Хусейн (а) принял решение ответить на призыв куфийцев и выдвинулся в сторону Куфы с караваном, сопровождаемый членами своего семейства и сподвижниками.

Близ местечка Кербела войска Йазида, возглавляемые Умаром ибн Саадом и Хурром, перерезали путь каравану Хусейна (причём Хурр впоследствии перешёл на сторону восставших и почитается в шиизме как мученик Ашуры). 2 мухаррама 61 г. хиджры (2 октября 681 г. н.э.) люди из лагеря имама Хусейна (а) были полностью отрезаны от источника воды – реки Евфрат. Как сообщает шейх Муфид, автор жизнеописания шиитских имамов под названием «Китаб аль-иршад», стояла крайне жаркая погода, и несколько дней восставшие провели в режиме строгой экономии воды, страдая от её недостатка. 7 мухаррама вода в лагере имама Хусейна (а) полностью закончилась, однако противники отказывались напоить даже детей.

Мученическая смерть Аббаса

После того, как все запасы воды в лагере Хусейна (а) иссякли, Абальфазль  Аббас совершил прорыв к реке Евфрат и наполнил бурдюк водой. По данным шейха Муфида, последней каплей, которая сподвигла его на этот шаг, был плач его племянницы, маленькой дочери Хусейна Сакины (другое её имя – Фатима Кубра), изнывающей от жажды. Однако Аббас был тут же атакован йазидовским войском, и обе его руки были отрублены. Тогда он попытался донести бурдюк, сжав его в зубах, однако в него выпустили стрелу, и бурдюк разбился, а вода вытекла. Абальфазль Аббас умер в день Ашура, 10 мухаррама, когда все другие сподвижники имама Хусейна (а) и он сам были убиты в сражении при Кербеле.

Место захоронения и паломничества

Абальфазль  Аббас похоронен в Кербеле (Ирак). В 1622 г. по инициативе шаха Аббаса I из династии Сефевидов на его могиле началось строительство мавзолея, известного как мечеть Абальфазль Аббаса. Этот мавзолей сегодня привлекает к себе тысячи шиитских паломников, совершающих зиярат к гробнице имама Хусейна.

Примечательно, что из-за строительных работ река Евфрат изменила направление своего течения и сегодня огибает мавзолей Абальфазля Аббаса. Харам (усыпальница) имама Хусейна (а) расположен в непосредственной близости от мавзолея Аббаса, а пространство между ними носит название «бейну-ль-харамейн» («между двумя святынями») и является одним из самых священных мест для мусульман-шиитов. В связи с неспокойной обстановкой в Ираке, связанной с американским вторжением, в этом месте неоднократно совершались террористические акты, в которых гибло множество людей.

Источник: http://pomnihuseyna.ru

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.