Человек призван вести себя разумно, на то он и человек. Прогресс в человеческом обществе всецело зависит от согласия между его членами. Очевидно, что каждое лицо обязано строить свою жизнь и отношения с другими, себе подобными людьми на основе правды и правоты: при этом оно должно стремиться избегать каких-либо действий, могущих вызвать разлад и несогласие в обществе.
Следует подчеркнуть, что если обещания и клятвы базируются на глубокой нравственно-религиозной основе, то их степень соблюдения неизмеримо возрастает.
Ислам не приемлет факта нарушения обещания: более того, он провозглашает его юридически незаконным и неэтичным, не позволяя даже тиранам отступать от данного ими слова. Имам Бакир (а) говорил: «Существует три вещи, которые Аллах не разрешает: Оказание доверия правым и неправым, исполнение обещаний правыми и неправыми, оказание милости родителям, независимо от того, являются ли они правыми или неправыми» (Аль-Кафи, т. 2, с. 162).
Коран следующим образом описывает правоверных: «И те, кто являются хранителями своих обещаний и посулов» (Коран 23 : 8).
Посланник Аллаха (с) считал нарушение обещания признаком лицемерия. Он говорил: «Существует четыре характера, которые позволяют называть человека лицемерным. если хотя бы одна из них присутствует в его характере, то его можно считать лицемером до тех пор, пока он не сумеет вытравить из себя эту черту. Лицемером можно считать человека, обладающего одной из нижеследующих черт: Лжет, когда утверждает что-либо. Нарушает данное им обещание. Дает клятву, но нарушает ее. Впадает в ярость, ссорясь с кем-либо» (Бихар аль-Анвар, т. 15, с. 234).
Имам Али (а), обращаясь к Малику аль-Аштару, писал: «Воздерживайся от самовосхвалений перед подданными, не обещай, а если обещаешь, выполняй данное слово» (Мустадрак аль-Васаил, т. 2, с. 85).
Имам Али (а) говорил: «Исполнение обещания — это близнец правдивости, и я не знаю лучшего средства для человека, чем правдивость» (Гурар аль-Хикам, с. 228).
Ислам придает особое значение воспитанию детей. Он разъясняет родителям их моральный долг перед детьми: если они не выполняют своих обязанностей в соответствии с предложенными исламом моральными нормами, они не в состоянии привить своим детям чувство уважения к нравственному долгу.
Действия иногда говорят сильнее слов. Посланник Аллаха (с) запрещал родителям нарушать данное их детям обещание. Он говорил: «Да не даст человек обещание сыну своему, не выполнив его» (Нахдж аль-Фасахах, с. 201).
Доктор Алинди говорил: «16-летний юноша, почти каждый день совершавший грабежи, был приведен ко мне для беседы. Я узнал, что когда ему было семь-восемь лет, отец заставил мальчика подарить свою игрушку дочери богача, на которого он работал. Эта игрушка представляла для мальчика предел мечтаний, ибо он здорово потрудился, чтобы добыть ее для себя. Отец пообещал купить ему такую же игрушку, но со временем забыл о своем обещании. Отчаявшийся мальчик отомстил своему отцу, вытащив из его кармана сладости. Спустя день мальчик проник в чужой дом и похитил .несколько вещей.
Вылечить этого юношу мне представлялось не трудным делом. Возможно, что со временем он стал бы опасным преступником, но поскольку он попал ко мне вовремя, шансы на то, что из него удастся сделать разумного, уверенного в себе человека, неизмеримо возросли».
Имам Али (а) указывает способ поведения с друзьями: «Если вы принимаете у себя очень близкого друга, будьте слугой ему, проявите как можно больше искренности и теплоты» (Гурар аль-Хикам, с. 223).
Только люди, обладающие высшим нравственными качествами, достойны любви и дружбы. Посланник Аллаха (с) говорил: «Самым счастливым среди людей является тот, кто ведет дружбу с добрыми людьми; тот, кто не подавляет других людей; тот, кто не лжет, когда утверждает что-то; и тот, кто не нарушает данного обещания. Это именно тот человек, чьи достоинства можно считать совершенными, справедливость — главной чертой, а чувство братства преобладающим».
По мнению доктора Смайлза: «Когда вы обращаетесь с людьми, наделенными высокими духовными качествами и благородными чертами, вы ощущаете, как некая непреодолимая сила призывает к себе ваши души и помыслы. Дружба с теми, кто отличается трезвостью разума, благородством побуждений и опытом жизни, представляется весьма важным и ценным делом, ибо она (дружба) дает возможность достичь вершин духа, учит нас вести себя подобающим образом, правильно думать о других».
Завершая сказанное, повторяем еще раз, что отношения и связи с добрыми людьми учат нас доброте и благородству, ибо добрые побуждения подобны источнику света, освещающему все, что находится вокруг него (источника). Таким образом, все люди должны нести ответственность за данные им обещания и клятвы.
Источник: https://old-ru.islam.az