Важность нравственности

Тема нравственности является одной из самых важнейших тем, упомянутых в Священном Коране. Многочисленные аяты последнего небесного писания прямо или косвенно призывают мусульман к обладанию добрым нравом, ведь по логике религии улучшение нравственности человечества является одной из основных целей ниспослания пророков. Без наличия приветствуемой нравственности религия теряет для людей всяческий смысл, и не принесет им пользу в вечной жизни загробного мира. С уверенностью можно сказать, что человек лишь тогда достоин называться человеком, когда он обладает прекрасными нравственными качествами. В ином случае он подобен хищному зверю, который, обладая разумом человека, сокрушает и уничтожает все вокруг себя. Внешне он может походить на вполне приличного и воспитанного человека, но внутри него полыхает пожар, возникший в результате отсутствия морали. Он перестает различать дозволенное и запретное, он перестает понимать, где справедливость, а где угнетение. Добрый нрав это украшение каждого верующего в этом мире и радость в мире загробном, ведь именно посредством доброго нрава мусульманин приближается к Всевышнему Аллаху.

Итак, очищение души от отрицательных качеств и последую-щее приобретение прекрасных нравственных качеств это важ-нейшая задача каждого мусульманина, так как это и является одним из видов совершенствования души. А совершенствование души посредством поклонения Всевышнему Аллаху является смыслом жизни человека в этом мире.

О нравственности в Коране

О важности нравственности сказано во многих аятах Священного Корана. В 164-ом аяте суры «Семейство Имрана» говорит-ся: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении».
Данный аят указывает на то, что Всевышний Аллах отправил к людям Пророка для выполнения нескольких важных задач. И одной из основных задач пророческой миссии Посланника Аллаха (с) является очищение душ верующих, воспитание в них прекрасных нравственных качеств. Аят заявляет, что Аллах оказал верующим величайшую милость, когда отправил к ним Пророка, который очищает их внутренний мир. Воистину, миссия Пророка, одной из целей ко-торой является возрождение и развитие в сердцах человечества нравственных и моральных начал, это огромная милость Аллаха по отношению к верующим. Сам Посланник Аллаха неоднократно говорил мусульманам: «Поистине, я был послан для то-го, чтобы довести до совершенства достоинства нравственно-сти и морали».1

В этом аяте присутствует еще один интересный момент. По-мимо того, что одна из целей миссии Пророка заключается в очищении душ верующих и их воспитании, другой не менее важной целью в соответствии с аятом является обучение их Писанию и мудрости. То есть Посланник Аллаха(с) одновременно воспитывает верующих и обучает их. В соответствии с учением исламской религии обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом, так как воспитание дополняет обучение, а обучение дополняет воспитание. Полезные знания повышают уровень нравственности и морали, в свою очередь нравственность повышает уровень и качество знаний человека, способствует лучшему восприятию нового. Почему? Ответ очень прост. Ибо если чело-век не сможет очиститься от таких отрицательных черт характера как гордыня, упрямство, самодовольство, фанатизм, то они будут постоянно закрывать ему дорогу для верного осмысления окружающего мира. Они затворят его разум и сердце, и не дадут ему воспринять истину такой, какая она есть. Именно поэтому наличие доброго нрава и отсутствие отрицательных нравственных качеств так важны в Исламе.
О ценности очищения души и украшении ее прекрасными моральными качествами говорится также и в суре «Солнце». В этой суре Всевышний Аллах клянется самой длинной клятвой, которая упоминается в Священном Коране. И эта самая длинная клятва произносится для подчеркивания значимости очищения души, для подчеркивания важности нравственности. Итак, в суре сказано: «Клянусь солнцем и его сиянием!

Клянусь луной, которая следует за ним!

Клянусь днем, который выявляет его сияние!

Клянусь ночью, которая скрывает его!

Клянусь небом и клянусь Тем, Кто его воздвиг!

Клянусь землей и клянусь Тем, Кто ее распростер! Клянусь душой и клянусь Тем, Кто придал ей соразмерный облики внушил ей порочность и богобоязненность!»
И после всех этих клятв Всевышний Аллах переходит к основной теме – теме очищения души, для чего и были произнесены все эти клятвы: «Преуспел тот, кто очистил ее (то есть душу), и понес урон тот, кто опорочил ее».2
Эта же тема прослеживается в еще одном аяте Священного Корана. В нем говорится: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву».3 Всевышний Аллах учит в этих аятах, что преуспеет в жизни лишь тот чело-век, который очистит свою душу от всего дурного и украсит ее прекрасной нравственностью. А это возможно лишь посредством поминания Аллаха, послушания и поклонения Ему.

О нравственности в хадисах
В многочисленных высказываниях безгрешных предводителей исламской общины содержатся ценнейшие указания о важности доброго нрава. Посланник Аллаха(с) и имамы из его рода неустанно трудились для того, чтобы каждый мусульманин стал обладателем доброго нрава, так как прекрасная нравственность это важнейшая часть религии. Пророк Ислама (а) наставлял своих последователей: «Важнейшими условиями вступления человека в рай являются набожность и добрый нрав».4

В другом хадисе от Посланника Аллаха сказано: «Воистину, раб божий, который обладает прекрасной нравственностью, подобен человеку, постящемуся днями и молящемуся ночами».5
Однажды Повелитель правоверных Имам Али(а) обратился к своему сыну Имаму Хасану (а): «О мой сын! Никакое богатство не сравнится с мудростью и никакая нище-та не сравнится с невежеством. Нет ничего отвратительнее высокомерия. И ничто не приносит человеку большего счастья, чем наличие доброго нрава и прекрасных моральных качеств».6
Имам Хасан говорил: «Воистину, наилучшее из лучшего это наличие доброго нрава».7
Имам Садик (а) следующими словами описал пользу прекрасной нравственности: «Знайте, что благодеяния и добрый нрав благоустраивают города и продлевают жизнь человека».8
И еще один пророческий хадис, который показывает, на-сколько ценна и значительна в Исламе тема нравственности. Посланник Аллаха сказал: «Прекрасная нравственность это поло-вина религии».9

Люди великого нрава
Посланник Аллаха и безгрешные имамы из его семейства являются примерами совершенных людей, обладающих самыми совершенными нравственными качествами. Ведь не зря Всевышний Аллах обращается в Коране к своему Пророку: «Воистину, ты человек великого нрава».10
Имам Хусейн (а) рассказывал про великий нрав своего деда Пророка Ислама: «Посланник Аллаха дарил каждому своему собеседнику часть себя. И каждый его собеседник был уверен в том, что он является самым дорогим человеком для Посланника Аллаха».11
В исламской литературе имеется огромное количество историй и рассказов о Пророке Ислама, которые знакомят читателей с его превосходным нравом, притягивающим к себе всех окружающих. Вот один из этих рассказов:

Нуман ибн Амру Ансари был одним из сподвижников По-сланника Аллаха. Однажды один араб из окрестностей Медины прибыл в город и привязал своего верблюда возле мечети, а сам вошел в мечеть. Несколько человек подшутили над простодуш-ным Нуманом: «Нуман, давай зарежь этого верблюда и мы раз-делим его мясо, а потом Посланник Аллаха заплатит тому арабу его цену». Простодушный Нуман согласился и зарезал верблюда. Через некоторое время хозяин верблюда вышел из мечети и, увидев зарезанное животное, поднял крик. Он начал звать Посланника Аллаха(с) для восстановления справедливости. Испуганный Нуман в страхе убежал подальше от мечети.

Пророк услышал крики и вышел из мечети. Увидев убитого верблюда, он спросил:

– Кто сделал это?

– Это сделал Нуман, – ответили люди.

Посланник Аллаха послал человека, чтобы тот разыскал Нумана. Тот некоторое время походил по улицам Медины в поисках Нумана и, наконец, нашел его, спрятавшегося в яме и прикрывшегося травой, чтобы никто не заметил его. Посланный человек вернулся к Пророку, сообщил ему, где скрывается беглец, и Пророк в сопровождении нескольких сподвижников подошел к укрытию Нумана.

– Уберите с его лица траву! – велел Посланник Аллаха. Сподвижники убрали траву и беглец вышел из своего укрытия. Испуганный с прилипшей ко лбу травой он стоял перед Пророком.

– Эй, Нуман, что это ты сделал? – задал ему вопрос Пророк.

– Клянусь Аллахом, те люди, которые выдали место, где я спря-тался, посоветовали мне зарезать верблюда. Посланник Аллаха вместо того чтобы разгневаться на него улыбнулся, убрал с его лба остатки прилипшей травы, и сам рас-платился за убитого верблюда.

Другой человек наказал бы провинившегося Нумана. Но не таков был Посланник Аллаха (c). Зная простодушие своего сподвижника, и зная, что его хитростью принудили к этому делу, он простил его и сам расплатился за верблюда. Таков был великий нрав Пророка Ислама.

Имам Саджад(а) и араб

Безгрешные имамы из рода Пророка Ислама также обладали великим нравом. Вся их жизнь, все их поступки являются пред-метом гордости для их последователей. Они являются олицетворением высочайшей морали и наилучших нравственных качеств. Однажды Имам Саджад (а) с группой мусульман находился в своем доме в Медине. Неожиданно к его дому подошел некий человек и начал осыпать его ругательствами. Имам ничего не сказал ему в ответ. После того как человек ушел, имам обратился к присутствующим: – Вы слышали, что сказал тот человек? Теперь я хочу, чтобы вы пошли со мной к его дому. Я хочу дать ему ответ. – Да, мы пойдем с тобой, – ответили они.
Все вышли из дома и направились к тому человеку. По пути Имам Саджад повторял аят: «Которые сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро».12 Когда они подошли к дому человека, обругавшего имама, Имам Саджад сказал: – Скажите ему, что пришел Али ибн Хусейн. Пусть он выйдет. Тот человек подумал, что имам пришел отругать его в ответ. Увидев его, Имам Саджад обратился к нему: – О брат, ты пришел ко мне и сказал про меня плохое. Если то плохое, что ты сказал, действительно есть во мне, то я прошу Господа простить меня. Если же того, что ты сказал, во мне нет, то я прошу Господа простить тебя. Изумленный человек, не ожидавший услышать подобного ответа, промолвил: – Того, о чем я говорил, конечно же в тебе нет. Я более достоин всего плохого, что я сказал о тебе. Завершим эту главу молитвой Имама Саджада из сборника молитв четвертого имама «Ас-сахифа ас-саджадийа». Данные молитвы являются ценным уроком для всех верующих людей:
«Господи! Благослови Мухаммада и его род и дай мне умеренность в делах, введи меня в число праведников! Сделай меня наставителем на стезю истины и одним из добродетелей! В Судный День дай мне счастье и спаси от адского огня! О Господи! Лиши меня любого качества, в котором нет блага для меня, и оставь мне качества, способные улучшить мой духовный мир, ибо без Твоей поддержки душа обречена на гибель».

Источник: книга »ИСЛАМСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ»

1) Канз аль-уммаль, Муттаки Хинди

2) Сура «Солнце», аяты 1-10

3) Сура «Высочайший», аяты 14-15

4) Бихар аль-анвар, Алламе Маджлиси

5) Бихар аль-анвар, Алламе Маджлиси

6) Бихар аль-анвар, Алламе Маджлиси

7) Аль-хисал, Шейх Садук

8) Аль-кафи, Мухаммад Кулейни

9) Бихар аль-анвар, Алламе Маджлиси

10) Сура «Письменная трость», аят 4

11) Бихар аль-анвар, Алламе Маджлиси

12) Сура «Семейство Имрана», аят 134

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.